Режиссер обозначил миссию фильма о дагестанском селе Чох
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Акцентом документального фильма "Жизнь вокруг свадьбы", показанного на московском фестивале "Артдокфест", стало бытописание дагестанского села Чох. Одна из главных задач фильма - изменить психологию восприятия Кавказа русскими из других регионов, сообщил режиссёр картины Матвей Трошинкин.
Как писал "Кавказский узел", на зрительском голосовании конкурса фестиваля "Артдокфест", проходившем в декабре 2020 года, второе место занял документальный фильм памяти Айшат Магомедовой "Они тоже мечтали", повествующий о тяжелом быте живущих в горах Дагестана женщин. Координатор "Артдокфеста" в Москве Кристина Иванникова тогда сообщила, что фильмы "Граница" и "Жизнь вокруг свадьбы" не вошли в сокращенную программу фестиваля в Москве, но планируется, что они будут показаны в апреле на весеннем "Артдокфесте".
Фестиваль документального кино "Артдокфест" впервые прошел в Москве в 2007 году на площадке кинотеатра "Художественный". Фестиваль был создан для поддержки и продвижения фильмов закрытого профессионального конкурса "Лавровая ветвь". В рамках российского "Артдокфеста" все основные показы и фестивальные мероприятия были назначены на период с 2 по 9 апреля 2021 года.
Фильм "Жизнь вокруг свадьбы" снял режиссер Матвей Трошинкин - режиссер игрового и документального кино, оператор, актер, член Гильдии кинорежиссеров России, окончил Независимую школу кино и ТВ "Интерньюс", лауреат премий кинофестивалей, проживает в Риге, сообщается на сайте фестиваля "Артдокфест". Фильм рассказывает о жизни горного дагестанского села Чох в период между помолвкой и свадьбой, свидетелем которой стал путешественник вокруг света из Южной Кореи.
Премьера фильма "Жизнь вокруг свадьбы" прошла "прекрасно", сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь "Артдокфеста" Екатерина Визгалова. "Авторы восторге, (на премьере) была вся съемочная группа, оператор. Встретили (фильм) очень хорошо, позитивно, все остались довольны. Зрители были довольны. Был аншлаг, с учетом 50-процентной рассадки, разумеется", - сказала она.
Визгалова сообщила, что режиссер и сценарист фильма Матвей Трошинкин ранее участвовал в фестивале, но его фильмы были не о Кавказе. По ее словам, кинолента Трошкина "Можно я просто буду" была в конкурсной программе фестиваля несколько лет назад. "Матвей сам живет в Латвии, в Риге. Он переехал туда какое-то время назад. Сейчас он находится на фестивале, помогает проводить Zoom-встречи, прямой эфир. В Риге он работает в интернет-проекте "Реальное кино" Виталия Манского, где показывают документальные фильмы, и идут обсуждения с авторами", - рассказала Визгалова.
Пресс-секретарь отметила, что Трошинкин работает с разнообразной тематикой, он состоявшийся режиссер. "По первой профессии он оператор, поэтому его картины интересны именно визуальным решением", - подчеркнула она.
Режиссёр фильма "Жизнь вокруг свадьбы" Матвей Трошинкин указал, что его лента является документальным бытописанием жизни дагестанского села Чох. "Артдокфест" ассоциируется с фильмами, в которых понимается, как правило, какая-то жёсткая проблематика. В нашем фильме такого нет. Это картина больше эмоциональная. Она для меня - "энергетическое окошко" в полтора часа. Это возможность прожить небольшую жизнь длинной в 1,5 часа, оказавшись на Кавказе, наблюдая за жизнью села. Композиционная форма - это период между помолвкой и свадьбой", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Появление в фильме в качестве главного наблюдателя туриста из Южной Кореи автор считает случайностью. "Это турист, который проезжал мимо нас во время съёмок, и я решил его взять (в фильм). Он ехал из Южной Кореи на велосипеде через весь мир. Для него это был повод заехать в село Чох, буквально на два дня", - отметил Трошинкин.
Он отметил, что жизнь и историю села невозможно было уместить в один фильм. "В фильм вообще невозможно всё втиснуть. Чох - это легендарное село [...] Много разных событий происходило там - и войны были, и походы, и разрушали его. Выдающиеся люди, в том числе ученые из него вышли. Нужно садиться и книгу писать (об истории села), потому что ни один фильм на свете не расскажет ее подробно", - пояснил Трошинкин.
Он сказал, что в фильме много маркеров, которые будут понятны, в первую очередь, дагестанцам. "Для людей с Кавказа, и тем более из Чоха и Гуниба, маркеров из жизни будет намного больше, чем для русских людей", - считает режиссёр.
Он также отметил, что для среднестатистического российского жителя Кавказ - это "напряженная точка, которую всё-таки продолжают опасаться". "Понятно, что на Кавказе много проблем [...] Очень часто мы забываем, что вообще-то там тоже люди живут, они тоже россияне, и у них обычная мирная жизнь, а не только боевики и КТО", - указал Трошинкин.
Мирную жизнь на Кавказе тоже иногда показывают, но "парадно-прилизанной", заметил он. "Если показывают праздники - то они такие аутентичные, этнографически красочные. За Кавказом закреплена некоторая сказочность. А здесь показано село Чох - март, дождь, снег, грязь, ещё нет зелени [...] Коровы, бараны. Обычная такая жизнь. Но всё это совпало с подготовкой к свадьбе и с самой свадьбой. И хотя фильм не поднимает напрямую проблемы острые, но, как мне кажется, даёт возможность задуматься, пофилософствовать, посмотрев на Кавказ с бытовой стороны", - пояснил Трошинкин. Он сказал, что съемки фильма проходили в марте 2019 года, но кинокартина не была продемонстрирована в прошлом году из-за пандемии.
Одна из главных задач фильма - воздействовать на психологию восприятия Кавказа русскими из других регионов, считает он. "Меня волнует интеграция, потому что Кавказ до сих пор для нас, русских из средней полосы, - территория экзотическая, отделенная от России и немножечко пугающая", - считает Трошинкин. По его словам, в фильме он закладывал задачу интеграции с этим регионом в сознании и психологии русских людей.
Он сообщил, что впервые фильм о Кавказе снял в 2015, и тогда же впервые побывал в регионе. "Тогда это была полужурналистская работа с организацией "Альтернатива", которая борется, в частности, с трудовым рабством. Был снят небольшой фильм для английского телеканала Guardian. И хотя тема была связана с освобождением людей из кошар, с кирпичных заводов, и должна была испугать, но, как ни странно, эта работа меня влюбила в Дагестан. Тем более и в тематике рабства не всё однозначно", - отметил Трошинкин.
Он сказал, что продолжит работу на Кавказе. "Я бы хотел там чаще бывать. У меня есть [...] ещё планы работать и снимать фильмы на Кавказе", - сказал режиссер.
По его словам, в создании фильма нам помог журналист и продюсер документального кино Владимир Севриновский, он же был одним из первых зрителей.
Владимир Севриновский - журналист, фотограф, продюсер документального кино, говорится в его биографии, опубликованной на персональном сайте. Родился в 1975 году в Москве, окончил факультет мировой экономики Государственного университета управления в 1997 году, отучился в аспирантуре вуза, получил степень кандидата экономических наук. Северный Кавказ Севриновский назвал основной областью своей экспертной деятельности: он руководит направлением "Чечня, Ингушетия и Дагестан" туристической фирмы "Кавказ Эксплорэр" и в 2019 году выпустил книгу о путешествиях по Северному Кавказу.
"Часть фильма у нас на аварском языке, и один из героев фильма, Рамазан, переводил нам какие-то (обрывки фраз)", - отметил Трошинкин. По словам режиссера, он показывал Рамазану отдельные эпизоды и спрашивал, как тот к ним относится.
"Село светское, не ортодоксальное. Там люди светских взглядов, и они очень легко смотрят на многие вещи. Например, они на свадьбе пили алкогольные напитки. Я постарался сделать, чтобы фильм был максимально правдивым. Я не пытался делать реверансы местным жителям и показывать их в более красивом свете, чем есть на самом деле. Там в фильме есть даже конфликты [...] откровенные мысли, которые могут, например, кому-то из местной администрации не очень понравиться. Но это всё как бы пунктиром - я не погружаюсь ни в одну проблему до конца. Когда вы разговариваете с любым человеком, так или иначе он упоминает вещи, которые его волнуют. К примеру, земельные вопросы, связанные с детским садиком, здание школы в трещинах. Это маленькие маркеры, которые обозначают проблемы", - рассказал Трошинкин.
Режиссер сказал, что герои фильма пока ещё не видели киноленту, но дагестанцы, которые были на премьере в Москве, сказали, что это "чёткий фильм".
"Продюсер подал заявку на участие фильма в московском кинофестивале, который обычно проходит в конце мая-июне. А дальше [...] мы обязательно планируем и в Махачкале побывать, и до Чоха его довезти - там тоже есть кинозал свой, дом культуры. Если удастся прокатиться по Дагестану, показать фильм, я был бы счастлив. Мне кажется, это был бы интересный опыт", - резюмировал Трошинкин.
Экскурсоводы рассказали об интересе туристов к Чоху
Первое поселение на территории нынешнего Чоха возникло около 10 тысяч лет назад, оно известно среди археологов как Чохская стоянка, говорится в справке, опубликованной на официальном сайте администрации села. Через земли Чоха проходил известный издревле караванный путь, связывавший Нагорный Дагестан с Закавказьем, Южным Дагестаном, с Северным Кавказом и югом России. До образования современного аула Чох на его территории располагались двенадцать мелких поселений, которые объединились в один аул в начале VIII века, говорится в публикации.
Как отмечают историки, Чох был культурным и политическим центром конфедерации союза сельских общин Андалал. Согласно исторической справке, с конца XVIII века Чох слыл одним из богатейших аулов Дагестана. Жители села занимались в основном овцеводством и торговлей. Чох также являлся известным центром художественного ремесла - здесь занимались металлообработкой, златокузнечеством, оружейным делом, архитектурно-строительным мастерством, художественно-камнерезным искусством. В XIX веке аул Чох был активно вовлечен в бурные события Кавказской войны.
Кавказская война - самый длительный военный конфликт с участием Российской империи, затянувшийся без малого почти на 100 лет и сопровождавшийся тяжелыми жертвами, как со стороны русского, так и кавказских народов. Замирения Кавказа не произошло и после того, как парад русских войск в Красной Поляне 21 мая 1864 года официально ознаменовал окончание покорения черкесских племен Западного Кавказа и завершение Кавказской войны. Вооруженный конфликт, продолжавшийся до конца XIX столетия, породил многие проблемы и конфликты, отголоски которых все еще слышны и в начале XXI века, отмечается в справке о Кавказской войне, опубликованной на "Кавказском узле".
Чох вплоть до середины XX века удерживал за собой позиции центра арабоязычной культуры и образованности в Нагорном Дагестане. В Чохе выросло не одно поколение известной светской интеллигенции, основы которой были заложены еще в начале XX века (в настоящее время известно более 300 кандидатов и докторов наук). В годы советской власти многие работали на руководящих постах в советских, партийных, просветительских органах республики. Некоторые из них стали жертвами необоснованных репрессий, говорится в материале на сайте села.
После экономических и политических реформ 90-х годов прошлого столетия село пришло в упадок, интеллигенция была вынуждена его покинуть.
"В 90-х годах не только свои родные места, но и в целом Россию покидали многие образованные и интеллигентные люди. Та же участь постигла и селение Чох, откуда вышли десятки профессоров и докторов наук и сотни кандидатов наук. Сейчас в селе действуют государственные бюджетные организации, и население села составляют в основном работники этих учреждений", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель проекта "Этнодом" в Чохе Заур Цохолов. Он был одним из первых, кто вернулся в село и начал развивать в нем туризм.
"Последние 15-20 лет Чоху предрекали повторение участи села Гамсутль (заброшенный горный аул в 10 километрах от райцентра Гунибского района, входит в состав сельского поселения сельсовет Чохский. – Прим. "Кавказского узла"). В республике происходили агломерационные процессы, и многие чохцы покидали село и перебирались в города. Однако полного вымирания села удалось избежать, так как туристический поток дал ему вторую жизнь", - пояснил Цохолов.
Сейчас, по его словам, многие обветшалые дома преобразовывают в гостиные дома, где принимают гостей из разных уголков страны. "Чох потихоньку становится туристическим центром Дагестана. Для гостей организуют экскурсии, рассказывают о выдающихся выходцах села [...] Стараемся улучшать сервис, а также популяризировать село, в том числе, помогая в съемках документальных фильмов", - отметил Цохолов.
Панорамы Чоха были популярны для съемок и в советский период, отметила организатор туров по Дагестану Яна Мартиросова. По ее словам, съемочные группы, снимавшие фильмы о Дагестане в те времена, в первую очередь, приезжали в Чох. "И сейчас туристам, приезжающим в Дагестан, интересно посетить Чох. Прежде чем приехать в республику, люди, конечно же, ищут информацию о ней в интернете. И там очень много привлекательных картинок из Чоха, которые создают впечатление исконно старинного села. И поэтому они едут за этой аутентичностью, за колоритом", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Кроме того, до Чоха достаточно легко добраться, отметила Мартиросова. "Это не очень далеко от Махачкалы. Дороги к Чоху хорошие", - пояснила она.
В Чохе также можно отведать традиционные дагестанские блюда, в частности, чуду с творогом и отварным картофелем (ботишал), пояснила она.
"Кавказский узел" также писал, что 9 марта на YouTube-канале проекта "Редакция", запущенного бывшим главредом телеканала RTVi Алексеем Пивоваровым, был опубликован фильм "Кто борется с правилами самого закрытого региона России?". Съемки велись в Дагестане, Ингушетии, Чечне и Кабардино-Балкарии. Жители этих регионов раскритиковали фильм, заявив, что его авторы однобоко представили зрителям Северный Кавказ и допустили грубые обобщения. Поднятые в фильме проблемы важны, но обобщения регионов с разной культурной спецификой неуместны, сочли опрошенные "Кавказским узлом" аналитики. Музыканты из Нальчика - Бека Курданов и Дарина Таова - не знали, что фильм проекта "Редакция" будет посвящен ситуации с правами женщин на Северном Кавказе, когда участвовали в съемках, и теперь находят свое изображение в нем неуместным. Проблема домашнего насилия важна для всей страны и не является нормой на Кавказе, как представляет фильм, отметил блогер из Владикавказа Хетаг Колиев.