Книга дагестанских журналисток подняла проблему взаимоотношений отцов и дочерей на Кавказе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Отношения между отцами и дочерьми на Кавказе зачастую недостаточно близкие, указала одна из составительниц сборника "Письма папам" Светлана Анохина. Традиционная модель семейных отношений, в которых дочери общаются с отцом через мать, постепенно трансформируется, констатировали опрошенные "Кавказским узлом" ученые.

Информация об издании книги пришла на SMS-сервис "Кавказского узла" 1 апреля. "Вышла книга журналистов из Дагестана Марьям Алиевой, Светланы Анохиной, Аиды Мирмаксумовой "Письма папам"", - написал автор сообщения.

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Книга появилась в контексте борьбы за права женщин в Дагестане

Идея книги "Письма папам" выросла из наблюдений за семейными отношениями в Дагестане, пояснила корреспонденту "Кавказского узла" журналистка Светлана Анохина.

«У меня такие идеи появляются постоянно, потому что я вижу, что люди плохо и редко говорят друг с другом. Чаще всего не слышат друг друга. Когда мне нужно что-то сказать своей дочке, маме или близкому человеку, с которым сложные отношения, я стараюсь писать. Это позволит договорить, тебя не перебьют, человек сможет отвечать не сразу. А если говоришь с глазу на глаз, то слишком большой соблазн дать немедленную обратную реакцию, и если он задет, то это будет агрессия. А письмо все-таки дает возможность побыть с ним, перечитать его, не требует быстрой реакции. Кроме этого, я очень много работаю с женщинами - вижу, как часто отцы принимают решения, которые рушат жизнь детей. Я вижу, как исключительны и великолепны те отцы, которые умеют слушать, и с какой благодарностью о них говорят дочери. Мне показалось правильным создать площадку, где будут сказаны все невысказанные слова в адрес папы, просто слова любви. Есть семьи, где дочка никогда не говорила отцу «папа, я тебя люблю», потому что в их семье это не принято. Эти слова остались непроизнесенными. Но это неправильно, когда такие слова не произносятся», - сказала Светлана Анохина.

Она подчеркнула, что задача книги – не ломать стереотипы, а создать формат, в котором люди могли бы высказаться.

«Сначала это была никакая не книга - это был мой проект с Аидой Мирмаксумовой, он назывался «Отцы и дочки», состоял из двух частей. Первая - это анимационные ролики, основанные на реальных историях, где папа выручил, спас, проявил себя не карателем, а спасителем. Называется она "Не бойся, я с тобой". А вторая часть – письма к папе: мы объявили, что все желающие могут написать письма папе. Письма писали молодые девушки, взрослые женщины, иногда очень пожилые. Не всегда письма были адресованы к конкретному человеку. Появилась возможность просто порефлексировать. Мне было важно, чтобы это не было потоком извинений или признаний в любви. Было важно, чтобы человек рассмотреть свои взаимоотношения с отцом и понять, а что в его характере берет начало в их отношениях с отцом. Это может быть как уверенность в собственных силах, так и тотальное одиночество», - указала Анохина.  

Она затруднилась ответить на вопрос, будет ли книга востребованной, но заявила, что готова к критике. «Я кроме критики ничего и не слышу. Главное, чтобы критика была умной. Лишь бы она не начиналась и не заканчивалась одной фразой: «Вы позорите Дагестан» или «А что, в России других проблем нет?». Я живу на Кавказе, и меня интересуют здешние проблемы. Я пишу о том, что меня интересует. Я не сравниваю, где больше - я пишу о том, что ближе и больнее для меня», - сказала Анохина.

Светлана Анохина в сентябре 2020 года временно покинула республику после того, как полиция отказалась расследовать телефонные угрозы в ее адрес. Официальное решение об отказе в возбуждении дела Анохиной не выдали, поэтому обжалование отказа затягивается. Анохина уверена, что человек, угрожавший ей, имеет связи в правоохранительных органах и система "защищает своих", отказываясь возбуждать уголовное дело. Общественное движение "Город Наш" проводило сбор подписей под обращением в Генпрокуратуру с просьбой завести дело об угрозах убийством Светлане Анохиной и наказать дагестанских силовиков за бездействие после жалобы активистки.

Улучшения ситуации в борьбе за права женщин на Кавказе, к сожалению, не замечается, констатировала она.

«Я не вижу улучшения. Скорее, наоборот. Когда эта борьба началась и о ней стали говорить, появилось огромное противодействие. Видимо, пока мы сидели молча и делали это молча, нас просто не замечали, а потому и не реагировали. Как только женщин стало слышно, как только их голоса поколебали лубочную картинку под названием "наши традиции защищают наших женщин", мы были объявлены врагом. Суды не стали выносить решения в пользу женщин, в Чечне дела вообще обстоят мрачно. Очень типична ситуация, когда старшие не слышат младших. Особенно в Дагестане, Ингушетии, Чечне и в целом на Северном Кавказе, где старшие по определению всегда правы, где папа – непререкаемый авторитет. Часто слышала от своих респонденток, что отец даже не ругал их. Достаточно было бровью провести, и они в страхе замирали», - указала Светлана Анохина.

Журналист также добавила, что все доходы от продаж книги пойдут на помощь женщинам, девочкам и девушкам Северного Кавказа.

В 2015 году Светлана Анохина выпустила книгу "Был такой город. Дербент" в соавторстве с Анной Гаджиевой. Книга стилизована под семейный альбом, где на каждом развороте представлены лица и рассказы тех, кто жил в Дербенте в прошлом или позапрошлом веках. Анохина широко известна как автор портала Daptar.ru, освещающего резонансные истории женщин Кавказа, указано в подготовленной "Кавказским узлом" биографической справке.

Взаимоотношения в кавказских семьях трансформируются со временем

Проблема взаимоотношений между дочерями и отцами на Кавказе очень важна, подтвердила профессор Чеченского госуниверситета, доктор социологических наук Лидия Курбанова.

«Взаимоотношения между родителями и детьми в контексте гендерной идентичности, то есть взаимоотношения отцов и сыновей, матерей и дочек, отцов и дочерей, матерей и сыновей - это является, пожалуй, ключевой темой в этносоциализации на Северном Кавказе. Из этого состоит вся ткань воспитания детей в семье. Эта тема под таким ракурсом, кажется, поднимается впервые. В 2003 году я проводила исследование, опросила около 200 девушек и парней 2 и 3 курса. На мой вопрос «кому вы ближе, к отцу или матери?» 7% девочек сказали, что к отцу, 33,5% – что к обоим родителям, остальные – к матери. Проблема взаимоотношения дочерей и отцов укладывается в архитектуру воспитания чеченского и в целом кавказского общества. В силу того, что она девочка, она дистанцировалась от отца. Вся трансляция ее воспитания происходила через мать. Мать являлась связующим с отцом звеном», - сказала ученая корреспонденту «Кавказского узла».

Она отметила, что ознакомилась с книгой. «Я с вниманием читала эти письма, понимала тревогу и состояние неуверенности девочек. Институт отца занимает огромное место в жизни девочек, но этот институт никогда ранее не становился предметом обсуждения. Любовь дочки к отцу транслировалась через послушание, почитание, боязнь обидеть отца, поколебать его авторитет и честь. Многие девочки признавались, что у них не складывались отношения с отцом. Недолюбленные, недоласканные отцом дочери – проблема нашего общества», - считает специалист.

Отношения отцов и дочерей становятся иными, чем были в традиционной культуре, указала Курбанова. «У отцов, которым 25-30 лет, отношение с дочками другое. Это поколение отцов, которые достаточно рвано видят ценностные установки, которые были в традиционной культуре. Это общество социальных сетей. Пересмотр отношения к дочкам – в повестке дня молодых отцов. Многие отцы читают то, что открыто пишут их дочки в соцсетях. Раньше этого не было, это было закрыто, а сейчас – уже открыто. То, что вчера нельзя было говорить, девочки и женщины говорят сегодня. Мир меняется, меняются ценности, и эти изменения заставляют заново переосмыслять мировоззрения и подходы отцов в отношениях с дочками», - заключила профессор.

На Кавказе сыновей традиционно ценят как продолжателей рода

На Кавказе отцы традиционно больше любят сыновей, отметил доктор исторических наук, этнограф Руслан Сефербеков. «У нас горское воспитание. Отцы любят своих детей, но в первую очередь любят, конечно, сыновей, как продолжателей рода. На Кавказе любят, когда рождаются мальчики. Но обязанность горца – воспитать дочь и выдать ее замуж. Особенность в том, что отцы особо следят за поведением дочери, следят, чтобы они не допускали вольности в одежде, в общении с мужским полом, находились дома в позднее время. Отец дает установки - мать следит за выполнением. У отцов в целом незначительное общение с дочками», - рассказал Руслан Сефербеков корреспонденту "Кавказского узла".

Он не считает, что в наше время произошел значительный сдвиг во взаимоотношениях между отцами и дочерьми. «25-летние отцы по другому смотрят на мир, чем, например отцы в возрасте. Мы же не в замкнутом мире живем. Процессы глобализации влияют на это. Отношение меняется, но не коренным образом. Моральные установки и принципы воспитания в целом сохраняются, но маленькие изменения все-таки есть. Молодые отцы более свободны, демократичны, близки с дочками», - сказал специалист.

По его словам, книга «Письма папам» поможет привлечь внимание к проблеме взаимоотношений между отцами и дочерьми на Северном Кавказе.

В традиционной культуре дочери общались с отцом через мать

Традиционно на Кавказе дочери общались с отцом через мать, указала ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии в составе Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, этнограф Майсарат Мусаева.

"Просьбы отца к дочери, дочери к отцу передавались и регулировались только через мать. Дочери с детства находились под присмотром женщин дома. Мальчики под опекой матери находились только до шести лет. В девочках воспитывали послушание отцу, затем мужу. Ее основная задача до замужества была не опозорить «папаху отца». За это отвечала мать. Отец (брат, дядя; мужская родня) после замужества становился гарантом ее нормальной жизни в семье мужа. Если ее в семье мужа обижали, она имела право пожаловаться отцу, как сама, так и через мать. Дочь никогда не позволительно было наказывать, бить", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

По ее мнению, современные отцы больше включены в процесс воспитания дочек. "Современные молодые люди включены полностью в воспитание детей, разницы нет - мальчик, девочка. В отличие от принятых традиций в прошлом, они могут позволить и внешне проявить свою любовь к дочке. Исключение составляют семьи, в которых сильна религиозная составляющая, где проявление отношения к дочери прилюдно не принято. Как в прошлом, так и в настоящее время судьбу дочери решает отец, но по совету матери", - заключила Мусаева.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"