Жители поселка Альбурикент добились встречи с Меликовым
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Врио главы Дагестана Сергей Меликов провел встречу с жителями махачкалинского поселка Альбурикент, которые требуют вернуть кумыкам исторические земли. Меликов пообещал содействие в строительстве соцобъектов в поселке и прекращение вырубки леса на склоне горы Тарки-Тау, сообщили альбурикентцы.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2019 года кумыкские активисты, недовольные оформлением в частную собственность участков в микрорайоне ДОСААФ на окраине Махачкалы, потребовали возвращения исторических земель жителям кумыкских поселков Альбурикент, Кяхулай и Тарки. Активист Бектемир Салихов 18 января на пикете безуспешно требовал встречи с врио главы Дагестана Сергеем Меликовым. Чиновники отделываются отписками, не желая решать проблему возвращения земель, пожаловались жители Альбурикента. Власти Дагестана игнорируют призывы вернуть кумыкам исторические земли, указали 15 марта жители поселка Альбурикент, собравшиеся на площади в Махачкале с требованием встречи с Сергеем Меликовым.
Ранее активисты поясняли "Кавказскому узлу", что жители поселков Альбурикент, Тарки, Кяхулай лишились своих земель в результате насильственного переселения в Хасавюртовский район в 1944 году. "Жителей сел Альбурикент, Тарки, Кяхулай погрузили в поезда и под конвоем отправили в села Хасавюртовского района, откуда были депортированы чеченцы-аккинцы. В наши дома были переселены жители Гунибского, Левашинского и Акушинского районов. Наши колхозные земли, имущество и скот передали в их пользование", - рассказывал активист Эльдар Булатов. После возвращения в 1956 году чеченцев-аккинцев на свои земли жителям кумыкских сел вернуться в свои дома не разрешили.
Меликов пообещал содействие в некоторых требованиях жителей Альбурикента
Встреча инициативной группы жителей поселка Альбурикент с врио главы Дагестана Сергеем Меликовым прошла в воскресенье, 28 марта.
"Врио главы Дагестана Сергей Меликов услышал наши требования и назначил прием. Из восьми вопросов, направленных ранее руководителю региона, он пообещал удовлетворить два. По остальным пунктам посоветовал нам юридически подготовиться и направить наши требования в другие представительные органы", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один участников встречи Махмуд Ибадуллаев. Он добавил, что активисты начнут подготовку соответствующих обращений.
"Сам факт, что Сергей Меликов нас принял и выслушал, мы считаем положительным моментом. До него главы с нами отказывались встречаться", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" другой активист, присутствовавший на встрече, Салимгерей Салимгереев.
По его словам, Сергей Меликов пообещал дать поручение администрации города по выполнению одного из требований кумыков о строительстве социальных объектов в поселке Альбурикент на участке земли, которая сейчас находится в распоряжении частного предприятия.
"Мы также просили остановить строительство на склоне горы Тарки-Тау, из-за которого вырубается лес. В этом вопросе мы нашли поддержку. По землям ДОСААФ было отмечено, что сейчас готовятся документы для передачи их в городскую собственность, и в дальнейшем они могут быть распределены, в том числе среди жителей поселка", - рассказал активист.
В администрации главы и правительства республики отказались от комментариев "Кавказскому узлу" относительно прошедшей встречи.
На акции протеста на центральной площади Махачкалы 15 марта жители Альбурикента записали видеообращение к Сергею Меликову с просьбой принять их представителей для решения двух проблем жителей поселка – возвращения колхозных земель и признания их "насильственно депортированными". Протестующие требуют вернуть 1458,28 гектара колхозных земель, которые по государственному акту от 17 февраля 1935 года были переданы на вечное пользование колхозу МОПР Альбурикент. Как заявляют активисты, на сегодняшний день данные земельные участки распределяются, продаются, покупаются, то есть отчуждаются чиновниками и их родственниками, имеющими влияние в государственных органах.
Альбурикентцы считают, что лишь политическая воля поможет возвращению их земель
Альбурикент расположен на склоне горы Тарки-Тау, недалеко от центра Махачкалы. Поселок плотно застроен, свободных участков земли практически нет, передает корреспондент "Кавказского узла", побывавший в этом населенном пункте 26 марта и пообщавшийся с местными жителями после пятничной молитвы у мечети.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный активист Бектемир Салихов, проведение различных акций местными жителями было направлено на то, чтобы обратить внимание к проблемам жителей руководства республики.
"Мы проводили пикетирования, голодовки, чтобы на нас обратили внимание. Наши земли были отобраны одним единственным указом Даниялова (Абдурахман Даниялов был председателем Совета народных комиссаров Дагестанской АССР в 1940-1948 годах – прим. "Кавказского узла"). Судом у нас ничего отобрано не было, и поэтому мы считаем, что для возвращения земель нужна такая же политическая воля", - пояснил Салихов.
Активисты считают, что власти должны были начать процедуру возвращения колхозных земель, поскольку это предусмотрено постановлением Совета министров Дагестанской ССР от 21 августа 1991 года "Об основных мероприятиях по реализации постановления III Съезда народных депутатов ДССР". "Шестым пунктом этого постановления правительство до 1 октября 1991 года должно было подготовить "перечень для признания утратившими силу документов о ликвидации колхозов и переселении части населения сел Тарки, Альбурикент, Кяхулай в Хасавюртовский район". Если бы этот пункт был выполнен, то мы бы получили свои земли обратно. Но правительство выполнило все остальные пункты этого постановления, а наши села обошли стороной", - сказал в октябре 2019 года "Кавказскому узлу" Бектемир Салихов.
В довоенный период у колхоза МОПР были огромные территории сельскохозяйственных земель, которые находились севернее Махачкалы и обрабатывались альбурикентцами, пояснил один из местных жителей, собравшихся у мечети. "Но затем часть этих земель передали в Кумторкалинский район, а остальные – Махачкале. А мы остались без ничего", - заявил мужчина.
Участок в микрорайоне ДОСААФ, расположенный на севере Махачкалы, единственная оставшаяся свободной от застройки местность, отметили местные жители, добавив, что хотят вернуть земли, которые обрабатывали их отцы и дети. По словам альбурикентцев, земли ДОСААФ в свое время были поделены на три части, и три высокопоставленных на тот момент человека сделали на них свидетельства на право собственности. "Мы считаем, что это незаконно было сделано, но почему-то правительство не проводит расследование по этому факту", - заявил кто-то из толпы.
В самом Альбуркенте, по мнению местных жителей, есть участок площадью семь гектаров, на котором можно было построить социальные объекты – детский сад, поликлинику, спортзал, актовый зал. По словам альбурикентцев, с 1991 года никакого социального развития в поселке не проводилось. На земельном участке в семь гектаров в 1944 году после выселения кумыков, по их словам, стала храниться прикомандированная сельхозтехника, хотя раньше там было оборудование их колхоза. "Сейчас этот участок приватизировал один человек, там располагаются различные цеха, которые сдаются в аренду. Хотя мы считаем, что этот участок должен был быть передан джамаату, под строительство социальных объектов", - сказал кто-то из участников встречи.
"Решение вопросов, изложенных в обращении, находится в компетенции органов государственной власти Республики Дагестан. В этой связи для рассмотрения и решения поставленных вами вопросов Минрегион России полагает целесообразным обратиться к руководству Республики Дагестан", - говорится в ответе министерства регионального развития на просьбу решить вопрос возвращения земель пригородных махачкалинских колхозов и реабилитации жителей, переселившихся на новое место жительства в Хасавюртовский район. Документ, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", датирован 24.01.2013 г. и подписан директором Департамента инвестпроектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации Е.Потапенко.
Проблемы нового поколения альбурикентцев идут из прошлого
В 1944 году жителю Альбурикента Темирбеку Дагирову было шесть лет. По его словам, он до сих пор помнит первые месяцы жизни в селе Байрамаул Хасавюртовского района, куда были переселены тогда альбурикентцы.
"Нас выгнали из наших домов в Байрамаул. Там дома были разрушены, и пока родители обустраивали жилье, первые месяцы мы жили у соседей, они нас приютили, кормили, поили. Это было голодные и холодные времена. Ели кукурузную муку, которую сами мололи на ручной мельнице", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" 81-летний Темирбек Дагиров.
Когда в 1957 году семья Дагировых из пяти человек вернулась в Альбурикент, то заселиться в собственный дом им уже не удалось. "Там уже жили чужие люди, говорили, чтобы мы уезжали обратно. Нам пришлось скитаться по квартирам", - отметил он. У самого Темирбека Дагирова 11 детей, 14 внуков и 6 внучек, есть и правнуки, но, по его словам, ему за все время "так ничего и не дали".
Насильственное переселение в 1944 году коснулось около 3 тысяч кумыков из аулов Тарки, Альбурикент и Кяхулай, которые были переселены в три чеченских селения Хасавюртовского района после того, как оттуда в Центральную Азию были депортированы чеченцы-аккинцы. Этот процесс регулировался Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 9 и 11 марта 1944 г., которое предписывало СНК Дагестанской АССР в кратчайшие сроки - до 15 апреля 1944 г. переселить 6300 хозяйств колхозников из горных районов Дагестана на территорию Хасавюртовского района. Постановление предусматривало также и перевод колхозов. В том же 1944 году на границе Дагестана и Чечни был образован Новолакский район, где, исходя из названия, были расселены лакцы из горной местности Турчинской зоны. В 1957 году после реабилитации депортированных народов чеченцы начали возвращаться на Северный Кавказ, а с конца 1980-х годов стали активно добиваться восстановления своего этнического района. В эти же годы права на свои земли предъявили кумыки, которые возвращались из мест поселений в Дагестан. Примечательно, что решение о возвращении принималось не на уровне власти, а на уровне джамаатов переселенных ТКА (Тарки, Кяхулай и Альбурикент). Юридически все еще оставаясь в Хасавюртовском районе, таркинцы сталкивались с трудностями адаптации в новых условиях: работать, как прежде на земле, они не могли, поскольку колхозы остались в Хасавюртовском районе. Из-за бездействия властей люди, возвращавшиеся на родину, фактически становились незаконными обладателями земель — юридически большая часть земель фактически не отошла их владельцам, говорится в справке "Кавказского узла" "Конфликт в Карамане". В ней также указано, что кумыки и ранее неоднократно требовали возвращения земель в Дагестане, утраченных в годы сталинских депортаций. В 2013 году в местности Караман под Махачкалой происходили массовые беспорядки, а в 2014 году жители сел Тарки, Кяхулай и Альбурикент проводили в Карамане голодовку.
Семьи у альбурикентцев всегда были многодетными, сейчас на одном участке в общем дворе живут по три-четыре семьи, отмечают местные жители. По их словам, в 1992 году тем жителям Альбурикента, кому исполнилось 18 лет, выделяли участки в Семендере (пригородный поселок Махачкалы), который был частью колхозных их земель - в итоге между альбурикентцами поделили только два процента от этого большого поселка. Как рассказали местные жители, давали тогда просто голый участок, без ссуд на строительство, и у многих не было возможности построить дом, потому что заводы и фабрики тогда уже начали закрываться, работы не было. А сейчас уже выросло новое поколение альбурикентцев, и им идти некуда, поясняют местные жители.
С 1944 года от государства кроме ущемления, ничего местные жители не выдели, отмечает житель поселка Эльдар Булатов.
"Сколько раз мы на наш сход звали представителей власти, чиновников. Но они к нам не приходят, отправляют сотрудников полиции только", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".