Дагестанские Свидетели Иеговы* заявили о своей невиновности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Религия Свидетелей Иеговы* не запрещена, она не призывает к ненависти или вражде и не опасна для государства, заявили в суде дагестанские верующие. Из-за домашнего ареста подсудимые не могут работать и поддерживать своих близких, сообщили супруга Арсена Абдуллаева и мать Антона Дергалева.
Как писал "Кавказский узел", четверо дагестанских Свидетелей Иеговы* Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов были задержаны в июне 2019 года и обвинены в экстремизме. Почти год они провели под стражей в изоляторе, затем мера пресечения была изменена на домашний арест. Следствие по делу было завершено еще 30 апреля 2020 года. 25 января суд в Махачкале на три месяца продлил обвиняемым домашний арест.
Уголовное дело было направлено в суд 18 января, следует из карточки дела на сайте Кировского райсуда Махачкалы. Арсен Абдуллаев, Марат Абдулгалимов и Антон Дергалев обвиняются по двум статьям - финансировании экстремистской деятельности (часть 1 статьи 282.3 УК РФ) и организации деятельности экстремистской организации (часть 1 статьи 282.2 УК РФ). В отношении Марии Карповой дело возбуждено по статье о вовлечении и участии в деятельности экстремистской организации (части 1.1 и 2 статьи 282.2 УК РФ), следует из информации на сайте суда.
16 марта состоялось первое заседание по существу, на нем прокурор огласил обвинительное заключение, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» жена Арсена Абдуллаева Суат Абдуллаева. Согласно окончательному обвинению, с апреля 2017 по июнь 2019 года Абдуллаев, Абдулгалимов, Дергалев и Карпова «объединившись в устойчивую организованную группу» организовали деятельность запрещенной религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»*. Сама организация была ликвидирована решением Верховного суда России в 2017 году и признана экстремистской организацией. Однако обвинение считает, что все четверо подсудимых в составе религиозной группы, структурно входящей в «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»* «принимали участие в собраниях и конгрессах». Их участие, по мнению обвинения, выразилось «в финансировании экстремистской деятельности, ином вовлечении лиц», а также «в проведении собраний участников в Махачкале». Следствие также считает, что ими производился сбор денег для «обеспечения деятельности» организации.
Все подсудимые заявили суду о своей невиновности, сказала Абдуллаева. «Они обратили внимание суда, что религия Свидетелей Иеговы* не запрещена ни одним судом в России. Следствие не разграничило конституционные права (граждан) и преступление экстремистской направленности. У них не было прямого умысла на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц. Также нет общественно опасных последствий для кого-либо или государства (от их деятельности)», - пояснила она.
Абдуллаева отметила, что ее муж является христианином и его религиозные взгляды основаны на Библии. «Арсен заявил суду, что... те действия, которые ему вменяют в вину, носят исключительно мирный характер. Он не конфликтует с людьми, у него нет врагов, он всегда поддерживает дружественные, миролюбивые отношения с окружающими. Он также сказал, что его взгляды прямо противоположны тому, что называется экстремизмом», - сказала она. Другие обвиняемые выступили на суде с аналогичными заявлениями, добавила супруга подсудимого.
Затем суд приступил к допросу свидетелей обвинения, который был продолжен 23 марта. На заседании были допрошены оперативные работники, собиравшие материал, положенный в основу уголовного дела. Судья не допустил общественных защитников к участию в процессе, рассказала Абдуллаева. Она отметила, что и сама подавала соответствующее ходатайство. «Муж и другие обвиняемые находятся под домашним арестом, и им запрещено пересылать корреспонденцию. Все это время письма в различные инстанции, в том числе уполномоченному по правам человека, в Совет по правам человека при президенте страны, направляла я. Мы хотели, чтобы в качестве общественных защитников допустили и других наших друзей, чтобы частично снять нагрузку по оказанию юридической помощи. Но суд отклонил все четыре ходатайства, сославшись на то, что ни у кого из нас нет юридического образования», - пояснила она.
Мать Антона Дергалева Марина Дергалева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что поддержку ее сыну высказывают соверующие из разных уголков Северного и Южного Кавказа. «Они все готовы приехать в Махачкалу на процесс, но из-за эпидемиологической ситуации ждут, пока появится возможность», - отметила она.
По словам Дергалевой, уголовное преследование сына сказалось на ее здоровье. «За эти два года я дважды ложилась в больницу с гипертонией. В больнице заразилась коронавирусом, так что и от него пришлось лечиться. Все это сильно повлияло на здоровье», - отметила она.
Дергалева рассказала, что после ареста осталась без помощи сына. «Работать сейчас Антон не может, так как он находится под домашним арестом с определенными ограничениями. Его работа связана с обслуживанием больших мероприятий, но, по решению суда, ему запрещено находится в местах массового скопления людей. К тому же, по телефону ни с кем, кроме меня, он говорить не может - запрещено. А без связи заказы не примешь», - пояснила она. Держаться все это время ей помогает молитва и помощь соверующих и друзей, добавила Дергалева.
Эмоциональная, моральная, а порой и физическая поддержка соверующих чувствуется из разных уголков мира, отметила Суат Абдуллаева. «Слова поддержки к нам продолжают поступать со всего Дагестана, из Пятигорска, Южной и Северной Осетии, а также из разных стран», - рассказала она.
Из-за меры пресечения Арсен Абдуллаев также не может работать, посетовала она. «В такой ситуация поддержка друзей, родственников и соверующих очень важна. Все, что связано с этим уголовным делом, тяжело переносить эмоционально... Когда сталкиваешься с несправедливостью, когда видишь, что в предъявленном обвинении нет никакой логики, это обескураживает, лишает сил», - сказала Абдуллаева. Она сказала, что верующие готовы до конца доказывать свою правоту и надеются на честность и непредвзятость суда.
Обвиняемые готовят иски о компенсациях за арест
Решение суда о частичном возмещении имущественного вреда за незаконное содержание под стражей Арсена Абдуллаева вступило в законную силу, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Максим Первунин, защищавший обвиняемых во время предварительного следствия.
В январе Советский районный суд Махачкалы частично удовлетворил иск дагестанского Свидетеля Иеговы* Арсена Абдуллаева о возмещении имущественного вреда за незаконное содержание под стражей и постановил выплатить верующему 50 тысяч рублей в качестве компенсации.
«Первый иск нами подавался на компенсацию вреда за признанные незаконными кассацией два месяца содержания под стражей. Дело в том, что это заявление готовилось еще до оспаривания в кассационной инстанции других сроков ареста. И теперь, после выигранного нами процесса, есть возможность подавать иски о компенсации материального и морального вреда и по всему периоду ареста, который был признан в кассационном суде незаконным», - отметил адвокат. По его данным, соответствующие иски готовят все четверо обвиняемых. «Сделать это раньше они не могли, так как шла подготовка к основному судебному заседанию. Как только подготовка исков будет завершена, они будут направлен в суд», - пояснил Первунин.
Сотни Свидетелей Иеговы* в России, в том числе десятки на юге страны, попали под уголовное преследование после решения Верховного суда о запрете их организаций. Им вменяют попытки продолжать деятельность запрещенной судом организации, а верующие считают свои действия реализацией конституционного права исповедовать религию, говорится в материале "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* - экстремисты или жертвы беззакония?". Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России* "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.