Имамы Юга России обсудили вакцину "Спутник V"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мусульманам не запрещено вакцинироваться, если официальная медицина утверждает о целесообразности защиты от инфекции, отметили богословы Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Дагестана, комментируя фетву ДУМ России о допустимости использования вакцины. Сомнения мусульман по поводу вакцинации "Спутником V" связаны с новизной препарата, указали они.
Как писал "Кавказский узел", 17 марта Духовное управление мусульман России 17 марта приняло фетву, согласно которой признало допустимой к использованию вакцину от коронавируса "Спутник V" с точки зрения шариата.
29 января Духовное управление мусульман Татарстана попросило разработчиков российских вакцин от коронавируса "Спутник V" и "ЭпиВакКорона" раскрыть состав компонентов, чтобы проверить препараты на халяльность. Верующих в первую очередь беспокоил вопрос о применении свиного желатина в процессе изготовления. Духовное управление мусульман России (ДУМ) получило от разработчиков вакцины "Спутник V" информацию о ее составе. По словам зампредседателя ДУМ России муфтия Ильдара Аляутдинова ничего запрещённого для мусульман там нет, сообщило 5 февраля РИА "Новости".
В опрос о халяльности вакцины среди верующих в республике не стоял, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" первый заммуфтия Кабардино-Балкарии Хызыр Мамсиров. "Вопрос о халяльности был решен, еще когда ранее обсуждали прививки любого типа. То есть вакцина от коронавируса не была отдельной темой", - пояснил он. При принятии решения о допустимости использования вакцин "исходим из медицинской целесообразности", отметил Мамсиров. Он считает излишней дополнительную проверку вакцины "Спутник-V".
На проповедях имамы рекомендуют верующим вакцинироваться, отметил Мамсиров. "Муфтий нам сказал объявить в пятницу (19 марта), что если есть желающие, то можно... привиться", - пояснил он.
В Дагестане вопрос о халяльности конкретно вакцины "Спутник-V" не возникал, сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник отдела фетв Духовного управления мусульман республики. "Обсуждения были. Спрашивали люди... Но харам или халяль - такого заключения не было", - сказал он.
В мусульманском мире ориентируются на официальную медицину, если она говорит о целесообразности, необходимости вакцинирования, отметил сотрудник ДУМ республики. "Богословы не берут на себя ответственность разбираться в этом вопросе, если... стоит вопрос спасения жизни, человек погибает и ничего другого не остается", - пояснил он.
ДУМ Адыгеи отдельно пока не рассматривал вопрос о вакцине "Спутник-V", но вопрос о халяльности вакцинации в целом решён положительно, сказал корреспонденту "Кавказского узла" имам мечети Тахтамукайского района Адыгеи Асфар Мысс. "Если взять изначально подход ученых мусульман, то он таков: есть хадисы насчет эпидемии... Прививка - это мера предохранения. Но сейчас людей, в том числе мусульман, больше интересует вопрос о целесообразности прививки, о том, насколько эти вакцины проверены, испытаны", - отметил он.
По мнению имама, главная проблема - в недоверии к качеству только что появившейся вакцины. "Есть лекарства, проверенные годами и даже десятилетиями. А вакцину изобрели буквально вчера, сегодня людей привили, и пока мы не знаем, какие будут последствия. То есть гарантий того, что привитый человек не будет болеть, я пока не вижу... Люди, в основном, не против как таковых методов лечения. Люди просто не понимают, как использовать не испытанное лекарство", - пояснил Мысс.
Он сказал, что пока не будет прививаться, так как у него есть проблемы со здоровьем, но другие религиозные деятели готовы это сделать и призывают прихожан. "Я не могу пока экспериментировать на своем организме из-за недавно перенесённой операции, поэтому воздержусь. Но один из наших имамов, врач по первому образованию, придерживается мнения, что вакцинироваться надо", - указал Мысс.
Богословы изучили состав и технологию изготовления вакцины
Руководитель отдела сертификации международного центра "Халяль" Эдуард Хамидуллин сказал корреспонденту "Кавказского узла", что халяльность вакцины подтверждена в результате ее изучения специалистами Центра состава вакцины и технологии производства. "Вопрос о халяльности решён. Мы провели изучение, но не исследование... потому что исследование требует забора проб, детальных лабораторных опытов. Мы изучали технологию производства, состав вакцины, выезжали в центр Гамалеи, где нам все более подробно рассказали", - рассказал он.
По словам Хамидуллина, после этого на совете улемов обсуждались два основных вопроса, в фетве они будут отражены. "Первый - это наличие этанола, этилового спирта. Мы пришли к выводу, что его количество настолько мало, что не оказывает опьяняющего влияния. Второй момент - это то, что средой выращивания вируса являются человеческие клетки. Сама по себе человеческая клетка - харам, а вирус и любые микроорганизмы - халяль. Но мы решили, что это допустимо, поскольку вирусная частица проходит очистку через так называемое «молекулярное сито»... В конце цикла следов человеческих клеток не остается, только вирусные частицы", - пояснил он.
Хамидуллин подчеркнул, что решение о дозволенности вакцины принято богословами на основе выводов специалистов о составе и технологии ее производства.
Биотехнологическое производство вакцины исключает присутствие животных белков, заверил руководитель лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов в НИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи Владимир Гущин, выступая на круглом столе "Вакцинация от COVID-19 в свете исламских религиозных предписаний" в офисе Духовного управления мусульман России в Москве 11 февраля. "При производстве вакцины не используют среды для культивирования сывороток, которые получены, например, из животных. В составе только рекомбинантные белки, которые получены биотехнологическим способом. Производство этих средств находится в Турции, тоже мусульманской стране, и как раз вот эти среды, которые мы используем, они являются полностью химическими. Нет компонентов из каких-либо животных, вытяжек, сывороток", - пояснил он.
В исламском мире вакцинации дозволены, но у верующих возникают вопросы о безопасности отдельных вакцин, сказал ранее корреспонденту исламовед Леонид Сюкияйнен, не участвовавший в круглом столе. "В исламском сообществе всегда было разнообразие мнений. В этом случае стоит руководствоваться тем, что представлено наиболее авторитетными, ведущими центрами исламской мысли и права, а они не являются противниками прививания", - отметил он. Часть мусульман разделяет конспирологические теории о появлении коронавируса и рисках вакцинации от него, признал старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
Динамика распространения вируса, в том числе в Дагестане, отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".