Времена парламентских и внепарламентских "базаров"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После президентских выборов в ходе парламентских заседаний стала просматриваться следующая закономерность: власти пытаются срывать очередные заседания НС (не обеспечивая кворум), чтобы тем самым не позволить оппозиции воспользоваться эфирным временем на общественном телевидении, а оппозиция аналогично действует в отношении внеочередных заседаний парламента, на которых власти хотят принять законопроекты, направленные на решение своих клановых проблем. Однако на этой внеочередной сессии проявились новые особенности.
На сей раз, голосование не было обеспечено еще и потому, что в зале не присутствовали представители некоторых провластных политических сил. Так, в неполном составе присутствовали фракция "Оринац еркир" и депгруппа "Народный депутат", и даже после 20-минутного перерыва главе парламентского большинства Галусту Саакяну не удалось мобилизовать депутатов. В полном составе присутствовали лишь фракции "Единство" и АРФД, однако в отношениях между республиканцами и дашнакцаканами заметно определенное отчуждение. Обострение же отношений между Республиканской партией Армении (РПА) и "Оринац еркир" вылилось в публичный спор, в ходе которого Тигран Торосян посоветовал Серго Ерицяну высказывать мнение в рамках телепрограммы "Мнение", а не с трибуны парламента.
Такое положение вещей обусловлено ситуацией в провластном лагере политических сил. Очевидно, что Роберт Кочарян пытается обеспечить максимальное число депутатских мандатов для АРФД, в то время как Серж Саркисян в качестве политической базы для себя рассматривает РПА. Единство мнений между президентом страны и министром обороны царит лишь в случае с партиями "Могучая родина" и ЛДСА, которым стороны стремятся обеспечить прохождение 5% барьера в ходе парламентских выборов. Отношение Кочаряна и Саркисяна к другим провластным политическим силам разнится: так, президент хочет видеть в парламенте "Оринац еркир" и партию "Рамкавар азатакан", в то время как министр обороны склонен не допустить их в парламент.
Соперничество между провластными силами ставит под вопрос и будущее пакета конституционных реформ. По большому счету, интересы сторон в этом вопросе совпадают не на 100%, и многие провластно ориентированные депутаты полностью переключились на проблему переизбрания в парламент по мажоритарной системе и лишний раз не переступают порог зала заседаний НС.
В этом контексте примечательна судьба законопроекта "О СМИ". Удивительно, но провластный лагерь неожиданно без боя уступил требованиям представителей СМИ и депутатов, хорошо информированных относительно сути вопроса, и согласился на изъятие из законопроекта положения, предусматривающего внесение в Гражданский кодекс пункта о материальной компенсации журналистами и СМИ причиненного морального ущерба. Особенно интересно, что, согласно достоверной информации, это положение было внесено в проект закона по личному требованию Р. Кочаряна. Следовательно, республиканцы, фактически, отказались помочь Р. Кочаряну ценой ухудшения своих отношений с представителями СМИ.
Ну, а вне стен парламента, понятное дело, продолжаются всяческие предвыборные переговоры и "базары". Все политические силы стремятся заручиться "добром" и от Р. Кочаряна, и от С. Саркисяна. Те же кандидаты, которые не замечены в связях с какими-либо политическими силами, демонстрируют готовность к любым интригам и сделкам.
Иное положение в оппозиционном лагере. Единственным способом для оппозиции добиться получения максимального числа депутатских мандатов является обеспечение участия в предстоящих выборах всего недовольного и протестного электората. И в этом аспекте особо важна агитация, свою роль в которой играют и продолжающиеся массовые митинги, и рассмотрение жалобы С. Демирчяна в Конституционном суде.
Новые нюансы во все эти процессы привносит рассмотрение жалобы С. Демирчяна в КС. Если в случае с жалобой Арташеса Гегамяна было достаточно быстро вынесено отрицательное решение, то в случае с жалобой С. Демирчяна вопрос грозит затянуться на довольно долгий срок. И такое положение вещей выгодно председателю КС Гагику Арутюняну, поскольку у него остается возможность быстро изменить ориентацию при появлении первых признаков резкого изменения ситуации.
Как бы то ни было, в провластном лагере царит атмосфера выжидательности. И нельзя исключать, что в случае резких изменений многие чиновники и "денежные мешки" будут так же резко менять "своих хозяев".
Опубликовано 28 марта 2003 года