Правозащитники подали в ЕСПЧ жалобу по делу Кашешова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бизнесмен из Нальчика Руслан Кашешов был осужден на 11 лет на основании признаний, данных под пытками, а расследование дела о пытках так и не состоялось, указали юристы "Мемориала"* в жалобе в Европейский суд по правам человека.
"Кавказский узел" сообщал, что 30 декабря 2019 года Южный окружной военный суд приговорил совладельца суши-баров в Нальчике Руслана Кашешова к 11 годам колонии строгого режима по обвинению в хранении гранаты, наркотиков и пособничестве ИГ (организация признана террористической и запрещена в России по решению суда). Апелляционный военный суд оставил приговор Кашешову в силе. При этом Нальчикский горсуд в сентябре 2020 года удовлетворил жалобу защиты Кашешова на отказ следствия возбуждать дело о пытках.
Кашешова задержали в Нальчике в июне 2018 года. По его словам, граната и пакет с наркотиками в его автомобиль были подброшены, а свою вину он признал под пытками. Один из свидетелей сообщил в суде, что во время задержания под правым глазом Кашешова был синяк, по его лицу текла кровь. Кашешова заставили признаться, что найденные у него граната и наркотики были получены от боевика Юрия Бицуева, которому он также помогал деньгами, считает и Правозащитный центр "Мемориал"*.
Юристы "Мемориала"* Татьяна Глушкова и Наталья Морозова подали в ЕСПЧ жалобу, где указали на нарушения в случае с Русланом Кашешовым трех статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: о запрете пыток, о праве на эффективное расследование и праве на справедливое судебное разбирательство.
В жалобе указано, что после задержания Кашешова избивали, пытали током, угрожали ему изнасилованием. Силовики позже объяснили полученные Кашешовым травмы попыткой задержанного сбежать. И хотя силовики признали, что применили к задержанному "специальные приемы", следствие так и не установило, кто именно нанес ему травмы.
Правозащитники указали, что следствие восемь раз отказывалось возбуждать дело о пытках, не проводя никаких дополнительных мероприятий. Дважды следователь выносил очередное постановление об отказе в тот же день, когда было отменено предыдущее. Заявитель был лишен права на судебный контроль за действиями следствия, заключили юристы.
Правозащитники полагают, что засекреченный свидетель, показания которого легли в основу приговора Кашешову, связан с силовиками. Защита так и не добилась разъяснений, были ли реальные основания для засекречивания свидетеля, и почему дело Кашешова, гражданского лица, рассматривал именно военный суд. Кроме того, защита была лишена возможности заявить отвод экспертам МВД и сформулировать свои вопросы, говорится в сообщении "Мемориала"*.
Фабула дела в целом надуманна, заявила юрист Наталья Морозова. "Первый адвокат (она затем не вошла в процесс), ознакомившись с показаниями Кашешова, сказала следователю, что они могли бы быть поизобретательнее и придумать что-нибудь другое, так как фабула один в один повторяет дело, которое она же вела в 2015 году. Но в 2018 году версия о том, что человек три года возил в машине под сидением гранату (при этом он ехал из автосервиса — а сотрудника, чинившего его машину, даже не допросили) и хранил в кармане джинсов тот самый пакетик с наркотиками, который ему дали тоже три года назад, выглядит просто абсурдно", — цитируются слова юриста в сегодняшней публикации на сайте Правозащитного центра "Мемориал"*.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента.