Родные Цетиева и Ражапова назвали мизерными компенсации за их уголовное преследование
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уроженец Чечни Хусейн Цетиев после прекращения уголовного дела не может найти достойную работу, его семья, которую он поддерживал до ареста, остро нуждается в деньгах, а назначенные судом компенсации не могут решить и части этих проблем, сообщила его мать. Здоровье Хамида Ражапова после пребывания в СИЗО серьезно подорвано, ему необходимы дорогостоящее лечение и реабилитация, посетовала его мать.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2019 года суд назначил от полумиллиона до миллиона рублей компенсации за трехлетний арест по несправедливому обвинению выходцам из Чечни Саид-Магомеду и Хусейну Цетиевым, а также Хамиду Ражапову. Защита обжаловала это решение суда, чтобы добиться увеличения суммы. В марте 2020 года Мосгорсуд отказался компенсировать моральный вред Хусейну Цетиеву. На основании решения ЕСПЧ Верховный суд России в ноябре 2020 года признал незаконными все ранее принятые решения судов о продлении ареста Хусейну Цетиеву, это позволяет требовать увеличения компенсации за трехлетнее содержание под стражей, заявила адвокат. В феврале 2020 года дело о компенсации морального вреда уроженцу Чечни направлено на новое рассмотрение в Мосгорсуд.
Братья Хусейн и Саид-Магомед Цетиевы, а также Хамид Ражапов были задержаны в сентябре 2014 года. Их обвинили в избиении сотрудников МЧС в районе поселка Внуково. Им также были предъявлены обвинения в покушении на убийство восьми человек. Защита заявила о наличии у всех троих алиби, которое было подтверждено записями видеокамер с места их проживания. Суд неоднократно продлевал Хамиду Ражапову и Хусейну Цетиеву срок содержания под стражей, а Саид-Магомеду Цетиеву – под домашним арестом. В 2018 года следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела о покушении на убийство сотрудников МЧС, а чуть позднее было прекращено дело по обвинению в хулиганстве.
Тверской районный суд направил во второй кассационный суд общей юрисдикции дело Саид-Магомеда Цетиева о компенсации морального вреда, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Татьяна Окушко. Мосгорсуд, куда кассационным судом было возвращено дело Хусейна Цетиева о компенсации морального вреда, дату рассмотрения дела не назвал, сказала она.
"Защита обжаловала решения судов, вплоть до второго кассационного суда общей юрисдикции, чтобы добиться увеличения суммы компенсации нашим подзащитным. Те суммы, которые были назначены как компенсация, не покрывали даже расходов за жилищно-коммунальные услуги, которые заплатили их родные за то время, пока их сыновья сидели под арестом", – указала адвокат.
Мать Хусейна Цетиева пожаловалась на трудности с трудоустройством сына после освобождения
Малика Цетиева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что попала в больницу с сердечным приступом, когда узнала, что ее сына Хусейна обвиняют в покушении на убийство. "Я инвалид первой группы, у меня больное сердце, а тут – такое сообщение. Отлежалась под капельницами и через неделю попросилась домой, ушла из больницы под расписку. Дома у меня два инвалида первой группы: муж и младший сын. Им постоянно нужна помощь, забота и внимание. Трудно было очень материально, когда Хусейна арестовали. Раньше половина денег, которые присылал Хусейн, уходила на лекарства. А когда его посадили, пришлось жить только на пенсии – в среднем, это 30 тысяч рублей", – сказала она.
Цетиева пояснила, что она с семьей живет в съемном доме, своего жилья нет. "У Хусейна до ареста была хорошая работа, он неплохо зарабатывал. Мы надеялись, что скопим деньги, купим участок земли и построим свой дом. Видно, придется эти планы отложить", – сказала она.
После того как с Хусейна сняли обвинения, она надеялась, что жизнь наладится. "Но не получается пока так, как было раньше. На прежнюю работу Хусейн устроиться не смог – место уже занято. Найти новую хорошо оплачиваемую работу трудно. Устроился в строительную фирму, а через какое-то время узнала от других, что он сильно травмировал глаз, нужна операция. Мне ничего не сказал, чтобы я не волновалась", – сказала Цетиева. Она посетовала, что после операции на глаза нельзя тяжелое поднимать, делать резких движений, а значит, сыну нужно искать другую работу.
Если бы была работа в Чечне, сын остался бы с ней, отметила Цетиева. "Но у нас в республике много безработных молодых людей. А сидеть без дела Хусейн не может. Хорошо, что он женился, – будет ухожен, накормлен. Хоть за это у меня душа не болит", – сказала Малика.
Патимат Ражапова сообщила о подорванном здоровье сына
"От трех лет пребывания в тюрьме человек здоровее не становится", – сказала корреспонденту "Кавказского узла" мать Хамида Патимат Ражапова. Она рассказала, что сразу после выхода из СИЗО сын был госпитализирован в грозненскую больницу. "Выявили целый "букет" серьезных заболеваний. У него заболевание печени, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Страдает бессонницей, у него не прекращаются сильные головные боли", – рассказала Патимат.
По ее словам, на какое-то время сыну стало лучше, а теперь все началось снова. "Чтобы он полностью вылечился, нужно стационарное и курортное лечение. Для восстановления функций печени прописали препарат, курс которого стоит 12 тысяч рублей, а таких курсов нужно пять. Остальные лекарственные препараты тоже недешевые. Ему каждый день нужно принимать около пяти наименований лекарств и каждое стоит не менее двух-трех тысяч рублей [...] При росте 185 сантиметров он весит чуть больше 60 килограммов", – рассказала Ражапова.
Она утверждает, что до ареста сын был здоровым крепким парнем. "Тех денег, которые ему назначили в виде компенсации за моральный вред, хватит на один день лечения в больнице", – сказала Ражапова.
Она сказала, что была с сыном на консультации в Боткинской больнице в Москве, и врач сказал, что Хамиду необходимы длительное лечение и последующая реабилитация, иначе он может стать инвалидом.
"Были дни, когда Ражапов по состоянию здоровья не мог присутствовать на судебных заседаниях. Приходилось отменять заседания суда. Даже если его и привозили в суд, то выглядел он настолько плохо, что даже гособвинитель предлагал вызвать скорую помощь и прервать судебные слушания", – сказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Марина Русакова.
По словам адвоката Татьяны Окушко, все три с лишним года, пока сын Патимат сидел в СИЗО, мать пыталась добиться справедливости в московских кабинетах, ее силы иссякли, когда сын немного отошел от тюрьмы и от болезней. Тогда Патимат попала в больницу с обширным инфарктом миокарда, сказала она.
"Ничего, все будет нормально, главное – вылечить Хамида. Я уже в порядке", – сказала Ражапова корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее адвокат Татьяна Окушко рассказала, что 12 августа 2015 года Патимат Ражапова обратилась к следователям с просьбой допросить ее по обстоятельствам совершения преступления в отношении сотрудников МЧС, которое произошло 12 сентября 2014 года. Чуть раньше она написала заявление в следственные органы, в котором указала конкретные фамилии и адреса реальных участников конфликта, сказала адвокат. Все эти данные она получила с помощью старейшин тейпа зумсой, к которому относятся и семьи реальных участников преступления. Прокуратурой Ачхой-Мартановского района Чечни была проведена проверка этих данных, эти парни, что участвовали в конфликте с сотрудниками МЧС, были допрошены и сознались в своем преступлении. Все материалы из Чечни были направлены следователям в Москву, где их приобщили к уголовному делу. Однако эта версия столичными следователями так и не была отработана.
Ответственные за несправедливое преследование жителей Чечни не наказаны
"Даже после того как участники конфликта дали признательные показания, суд продолжал продлевать Хамиду Ражапову и Хусейну Цетиеву срок содержания под стражей, а Саид-Магомеду Цетиеву – под домашним арестом. И только в феврале 2018 года следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела о покушении на убийство сотрудников МЧС, а чуть позднее в конце этого же года было прекращено дело по обвинению в хулиганстве", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Николай Дьяков.
Он также сообщил, что по факту нападения на сотрудников МЧС тогда же было выделено уголовное дело в отношении неустановленных лиц, виновных в этом преступлении. По всей вероятности, считает Дьяков, это уголовное дело не расследуется и расследоваться не будет. Никто из виновных к ответственности пока не привлекался, отметил он.
Адвокат отметил ни следователи, ни судьи не понесли ответственности за незаконное лишение свободы выходцев из Чечни в течение 1008 дней и уголовное преследование в течении четырех лет, двух месяцев и 12 дней.
Президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции "Антимафия" Евгений Мысловский на встрече Владимира Путина с членами Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2020 года поднял вопрос о компенсациях братьям Цетиевым, "которых три года держали в тюрьме, потом уголовное дело прекратили", говорится в стенограмме встречи на сайте президента России.
Мысловский указал, что 18 ноября 2020 года Верховный суд рассмотрел материалы этого дела и признал одним постановлением 28 постановлений о продлении срока содержания их под стражей незаконными, то есть отменил их. Он поинтересовался, кто будет за это отвечать. "Мы ставили этот вопрос, между прочим, перед господином Бастрыкиным, но оттуда тоже переслали наше письмо в Следственный комитет Москвы, а там ответили, что оснований для проведения проверки не имеют", – подчеркнул Мысловский. Он предположил, что если бы генпрокурор по каждому случаю выплат [компенсаций] предъявлял бы регрессные иски тем, кто виноват: следователям, прокурорам, судьям, кто принимал эти незаконные решения... они бы были осторожны".
Ранее глава СПЧ Михаил Федотов в связи с делом братьев Цетиевых предложил президенту Путину создать "постоянно действующую рабочую группу, в которую входили бы наиболее авторитетные представители Генпрокуратуры, СК, МВД, ФСИН, Верховного суда". Они бы "вместе с членами Совета разбирали обращения граждан по решениям судов, которые вступили в силу, но вопрос об их справедливости и законности остался открытым. И такая рабочая группа могла бы докладывать вам свои выводы, свои рекомендации и направлять материалы генеральному прокурору уже для принятия процессуальных решений", – сказал 11 декабря 2018 года на заседании Совета по правам человека в Кремле Федотов.