Свидетели по делу о пытках нальчан раскрыли детали задержания потерпевших

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Свидетели обвинения, допрошенные по делу силовиков, обвиняемых в пытках задержанных, сообщили суду 3 февраля, что не видели, чтобы к потерпевшим Александру Князеву и Валерию Левдику применялась сила при задержании. В свою очередь мать Левдика рассказала судье, что ее сын вышел из отдела полиции со следами травм.

Как писал "Кавказский узел", в ноябре 2020 года двое нальчан заявили о попытке затянуть дело о превышении полномочий тремя сотрудниками полиции. Расследование велось с февраля 2017 года. По версии следствия, в октябре 2016 года полицейские избили двух задержанных по делу о краже, надев на них полимерные пакеты. По части 3 статьи 286 УК России бывшим полицейским грозит до десяти лет заключения, сейчас они находятся под подпиской о невыезде. На основании выбитых признаний в отношении Князева и Левдика возбудили уголовное дело о краже 700 тысяч рублей. Каждого из них впоследствии приговорили к условному сроку. 28 января Александр Князев и Валерий Левдик рассказали суду обстоятельства своего задержания и избиения силовиками в Нальчике.

Согласно тексту обвинительного заключения, трое полицейских 28 октября 2016 года доставили Князева и Левдика в управление МВД в Нальчике. Задержанные заявили, что непричастны к краже, в которой их заподозрили силовики. Трое обвиняемых и их неустановленные коллеги "надели на головы Князева А.С. и Левдика В.И. полимерные пакеты, закрепив на уровне переносицы с помощью липкой ленты, связали их руки липкой лентой и забрали у них мобильные телефоны", говорится в обвинительном заключении. В здании МВД Князева и Левдика удерживали почти сутки. Один из подсудимых несколько раз ударил Князева твердым предметом в области ребер и бедра, бил его руками по виску. Левдика полицейский "уложил <...> на пол лицом вниз и нанес в область его почек несколько, не менее шести, ударов руками, а также, держа его за воротник джинсовой куртки, таскал из стороны в сторону". Поставив Левдика на колени, силовики "нанесли в область левого бедра один удар ногой, нанесли в область его лица не менее четырех ударов ладонями рук, ногами наступали на его спину и нижние конечности", следует из документа. Судебно-медицинские экспертизы подтвердили наличие телесных повреждений у Князева и Левдика.

В Нальчикском городском суде по делу трех сотрудников полиции, обвиняемых в применении физического насилия к задержанным, 3 февраля показания дали свидетели обвинения. Гумар Бжахов, начальник отдела внутренних дел по городу Прохладный рассказал, что на момент рассматриваемых событий работал оперуполномоченным УВД по Нальчику и был свидетелем того, как двух задержанных доставили в отделение полиции. "Одного из них завели ко мне в кабинет. Одежда на нем была грязная", - сказал он.

Свидетель, отвечая на вопрос, уточнил, что одежда на задержанном была грязной в области колен. На вопрос, были ли у задержанного ссадины на лице, свидетель ответил: "что-то было".

По словам Бжахова, задержанный пробыл в его кабинете полчаса. После этого свидетель, по его словам, уехал по делам, а когда вернулся, уже никого не было.

По ходатайству обвинения были оглашены показания свидетеля на предварительном следствии. В них говорилось, что после того, как задержанного завели к нему в кабинет, "периодически заходили к нему сотрудники ОУР Кетов и Кертов (подсудимые) и что-то у него спрашивали". "Я понял, что задержанных двое, и что второго допрашивали в другом кабинете и сверяли их показания", - говорится в показаниях.

Свидетель подтвердил, что давал такие показания. На вопросы защиты, обращался ли к нему задержанный за помощью, Бжахов ответил отрицательно. Он утверждает, что при нем физического насилия никто к задержанному не применял.

Сотрудник Центра автоматической видеофиксации ГИБДД Марина Ашинова, выступившая в качестве свидетеля обвинения, рассказала, как происходило задержание потерпевших. По ее словам, это было в конце рабочего дня, часов в семь вечера, осенью 2016 года. Сотрудникам ГИБДД, ехавшим на патрульной автомашине, поступило распоряжение помочь оперативникам. Надо было остановить автомобиль "Шевроле", который двигался по улице Головко, и проверить содержимое багажа. В распоряжении было указано, что, если в багаже окажется сантехника, то нужно вызвать оперативников, сказала свидетель.

"Я была на прикрытии. [Сотрудник ГИБДД] Беков представился, попросил открыть багажник. После этого водитель сел в патрульную машину. Пассажир стоял, курил. Я смотрела по сторонам. Подъехали оперативники, ребят задержали. Увезли", - рассказала Ашинова.

Свидетель уточнила, что при задержании водителю и пассажиру заломили руки, но она не видела, чтобы кто-то из них попытался убежать или оказать сопротивление. Один из сотрудников ГИБДД отогнал машину задержанного во двор УВД, они поехали следом и забрали сотрудника. По ее словам, при задержании недозволенные методы не применялись.

Свидетель обвинения, мать одного из потерпевших Елена Левдик рассказала суду, что в тот день сын не пришел домой. Около одиннадцати часов вечера она стала звонить ему, но его телефон был выключен. "На второй день мне позвонил второй сын и сообщил, что у нас в доме полиция. Я пришла. Дом был окружен...", - рассказала женщина. 

По ее словам, от людей, которые находились там, звучали требования заплатить два миллиона рублей, также были угрозы, что в противном случае ее сына посадят на 10 лет. Полицейские также говорили, что лучше, если он признается, утверждает Елена Левдик.

"Полицейские выкрутили смеситель, который был у нас в доме. Муж сказал, что лично он это покупал", - отметила она, сказав, что после они с супругом поехали в отдел полиции.

Левдик заявила, что не узнала сына, когда он вышел из отдела. "У него правая сторона лица была опухшей, как шарик", - сказала она.

Согласно заключению судмедэкспертов, у Александра Князева и Валерия Левдика после задержания имелись телесные повреждения. У Князева зафиксировали закрытый перелом грудины без смещения и кровоподтеки, у Левдика - закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. 

По словам женщины, ранее Валерий Левдик перенес сложную операцию именно в этой части лица. "Муж сказал, что надо идти на обследование. Сын не хотел, он боялся, ему там угрожали. Но на следующий день мы его все-таки отвезли на обследование. Кроме этого, мы обратились в следственный комитет", - отметила свидетель.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"