Переселенцы Ирганая попросили Верховный суд решить вопрос с компенсациями
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители дагестанских сел, чьи дома и сады попали в зону затопления Ирганайского водохранилища, подали кассационную жалобу в Верховный суд России с требованием выплатить им компенсации, сообщили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", жители дагестанских сел 12 лет не могут получить компенсации из-за отсутствия согласованности между республиканскими и федеральными властями, отметили в ноябре 2020 года юристы правозащитного центра "Мемориал"*, подавшие иск с требованием признать бездействие властей незаконным. Иск подписали 567 человек, но число истцов может вырасти, отметили правозащитники. Компенсации за потерю жилья все еще не получили около 1150 семей, а условия жизни после переселения стали значительно хуже, посетовали опрошенные "Кавказским узлом" местные жители.
Строительство Ирганайской ГЭС (филиал ОАО "Русгидро") началось в 80-х годах, а закончилось в 2008 году, и после ее введения в строй под воду ушли сады местных жителей с урожаем, дома, сельхозугодья. Жители сел, попавших в зону затопления, неоднократно проводили акции с требованием выплаты компенсаций. В июне 2020 года жители сел Унцукульского и Гергебильского районов Дагестана, пострадавшие от строительства Ирганайской ГЭС, обратились к Владимиру Васильеву, который на тот момент был главой республики, с требованием выплаты 9,5 миллиарда рублей компенсации за ущерб.
Жители сёл Ирганай и Кудутль сегодня подали кассационную жалобу в Верховный суд России на решение Тверского районного суда, апелляционное определение Московского городского суда, кассационное определение и ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, сообщил Правозащитный центр "Мемориал"*. Они попросили признать незаконными отказы в выплате им компенсаций за утраченные дома, сады, пастбища, говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте центра.
Затопленные земли принадлежали пострадавшим на праве пожизненного наследуемого владения, но они не могли оформить их в собственность, так как участки предполагалось изъять для строительства водохранилища. Власти Дагестана и федеральные ведомства с 2008 года обещают выплатить им полагающиеся компенсации, пояснили правозащитники
Одиннадцать истцов обратились в Тверской районный суд Москвы с требованием взыскать упущенную выгоду за 2008-2017 годы, однако он, а впоследствии и суды второй и третьей инстанций, отказали им из-за пропуска срока исковой давности. "Суды также неправильно поняли суть исковых требований: они рассматривали их как ущерб за бездействие, а в реальности это - часть компенсационного пакета", - говорится в пресс-релизе.
Суды указали, что пострадавшие могли взыскать компенсации из федерального бюджета, если было бы соглашение с собственниками изъятых земельных участков, но такого документа у истцов нет, отметили правозащитники.
Суды также посчитали, что заявленный истцами доход не соответствует целевому использованию земель, предназначенных для садоводства, так как они продавали выращенные фрукты и овощи. Жители дагестанских сел не могли перевести земли в иной тип землепользования, из-за того, что с 1993 года эти земли у них предполагалось изъять, при этом дагестанские власти знали о том, что выращенная продукция предназначена для продажи, отмечено в пресс-релизе.
Садоводство было для жителей Унцукульского района Дагестана основным источником доходов. Строительство Ирганайской ГЭС и затопление более 400 га садов и жилых кварталов водами Ирганайского водохранилища нанесли садоводству и сложившемуся в районе укладу жизни серьезный удар: основную часть садов затопили, а оставшиеся сады поразили грибковые заболевания. Кроме того, в селах Гимры, Унцукуль, Ирганай, Балахани и Майданское возникла острая нехватка территории для строительства новых домов: молодым семьям негде построить себе отдельное жилье, говорится в статье социолога Дениса Соколова "Затопленный мир койсубулинцев: Электричество в обмен на абрикосы" (опубликована в сборнике "Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа" СПб., 2012).
"Несоблюдение формальностей, тем более не по вине истцов, не может являться основанием для отказа в выплате компенсаций", - заявили правозащитники.
По их мнению, "нижестоящие суды фактически узаконили бесплатное изъятие земли". "Однако изъятие недвижимости возможно только при выплате равнозначной компенсации. Бесплатное изъятие нарушает Конституцию, федеральное законодательство, а также Европейскую конвенцию по правам человека", - указал правозащитный центр.
Срок на обжалование последнего кассационного определения судов уже истек, поэтому истцы также ходатайствуют о восстановлении срока на обжалование, говорится в сообщении.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.