Защита обвиняемого в убийстве Камалова добилась повторной проверки жалобы на пытки

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Новая проверка заявления Мурада Шуайбова о пытках инициирована потому, что никто из силовиков так и не понес за это ответственности, указал адвокат жителя Дагестана, обвиняемого в убийстве учредителя газеты "Черновик" Хаджимурада Камалова.

Как писал "Кавказский узел", в марте 2018 года родные и коллеги главреда "Черновика" Хаджимурада Камалова сумели добиться передачи дела о его убийстве в центральный аппарат Следственного комитета России. Расследование завершилось к концу сентября 2020 года. Заказчиком преступления был назван бывший вице-премьер Дагестана Шамиль Исаев, несмотря на критику этой версии со стороны родных убитого. Адвокаты двух обвиняемых считают, что следствие так и не изучило все версии убийства. 14 января в Ростове-на-Дону состоялось первое судебное заседание по делу. Мурад Шуайбов и Магомед Хазамов настаивают на своей невиновности, указали их адвокаты.

В организации и убийстве Хаджимурада Камалова обвинены, помимо Шамиля Исаева, еще трое уроженцев Дагестана - Мурад Шуайбов, Магомед Хазамов и Магомед Абигасанов. Им предъявлены обвинения по статьям «Организация посягательства и посягательство на жизнь общественного деятеля», «Бандитизм», «Содействие террористической деятельности» и "Незаконные приобретение, хранение, ношение оружия, его основных частей, боеприпасов».

На прошедших 20 и 21 января судебных заседаниях стороной обвинения зачитывались материалы дела, рассказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мурада Шуайбова Асад Джабиров. "Материалы пока не комментируются, никаких выводов обвинение также пока не делает", - отметил защитник.

По словам адвоката, обвинения против Шуайбова строятся на признательных показаниях, полученных под пытками. "Моего подзащитного задержали около восьми лет назад за хранение пистолета, который, как он утверждает, ему не принадлежал. Тогда его начали проверять на причастность к убийствам главного редактора газеты «Согратль» Малика Ахмедилова и учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова. На него оказывалось давление, применялись пытки, и он был вынужден подписать признание. Добившись этого, сотрудники перестали довлеть над ним. А когда сменились следователи, Мурад Шуайбов заявил, что эти показания были получены под пытками, и отказался от них", - пояснил Асад Джабиров.

Ленинский районный суд Махачкалы в мае 2016 года признал Мурада Шуайбова виновным в убийстве главного редактора газеты "Согратль" Абдулмалика Ахмедилова, совершенном в 2009 году. Шуайбова приговорили к 10,5 годам заключения, а Иса Абдурахманов, которого суд признал сообщником Шуайбова, получил восемь лет тюрьмы. Оба не признали себя виновными. В августе 2016 года решение первой инстанции было оставлено в силе

При этом Шуайбов дал три варианта признательных показаний, в которых фигурировали разные заказчики и исполнители, указал Джабиров. "В итоге по настоящему делу в основу обвинения легли удобные для следствия показания, и на скамье подсудимых оказались те, кто сейчас проходит по делу об убийстве Хаджимурада Камалова", - заключил адвокат.

В 2016 году Шуайбов добился проведения судмедэкспертизы, установившей наличие повреждений, которые были квалифицированы специалистом как легкий вред здоровью. Эксперт указал, что эти повреждения могли быть нанесены при тех обстоятельствах, о которых говорил Шуайбов, пояснил защитник. "Но тогда на заявления о пытках никто привлечен к уголовной ответственности не был. Прокуратура и следственные органы ответили только отпиской. В настоящий момент подано новое заявление о применявшихся тогда недозволенных методах. В нем указаны конкретные имена и все подробно описано. Проверка по нему сейчас идет, результаты еще не известны", - сообщил Джабиров.

Первоначально уголовное преследование Шуайбова по делу об убийстве Хаджимурада Камалова было прекращено, напомнил адвокат.

"Это произошло при наличии признательных показаний. Но тогда следователь пришел к выводу, что они не сходятся с иными доказательствами по делу и не заслуживают доверия. Преследование было прекращено. Но через какое-то время руководство следственного органа отменило это постановление, и Шуайбова начали дальше преследовать. Признание, если нет других доказательств вины, не может быть основанием для обвинения. Но в данном случае эти показания полностью устраивали следствие. Другие версии уже не рассматривались. Следователи зациклились на сценарии развития событий, изложенном в показаниях Шуайбова, но которые он не давал, а вынужден был подписать", - заявил защитник.

В ходе оглашения письменных материалов были исследованы в том числе и несколько выпусков газеты "Черновик" за 2010 год, рассказал адвокат Кирилл Скарабевский, защищающий подсудимого Магомеда Хазамова. "Позиция моего подзащитного остается неизменной. Он ни разу не менял своих показаний и не признавался ни в чем, чего не делал", - подчеркнул адвокат.

Брат Хаджимурада Камалова, Магди Камалов, признанный потерпевшим, считает, что на скамье подсудимых находятся непричастные к убийству. "Сколько бы я ни объяснял, что Шамиль Исаев, Магомед Абигасанов, Магомед Хазамов и Мурад Шуайбов не могли по целому ряду причин пойти на убийство моего брата, никто в следственной группе на это внимание обратить не хочет. Не хочет выявить истину!" - говорится в статье Магди Камалова, опубликованной на сайте "Черновика" 18 декабря 2020 года.

Дядя убитого, председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов не стал высказывать однозначных суждений о виновности или невиновности подсудимых. "Я бы не хотел, чтобы за убийство Хаджимурада были привлечены невиновные люди. Не хочу, чтобы наказывали тех, кто непричастен, и чтобы судили незаконно. Но если они  и вправду не виноваты, то у них есть возможность доказать это в суде. Тем более они мои односельчане, родственники, молодые ребята и я бы не хотел, чтобы их жизнь испортилась, если они не виноваты", - сказал Али Камалов корреспонденту "Кавказского узла".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"