Свидетель назвал дело Карданова политическим заказом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На процессе по делу бывшего руководителя ОАО "Роснефть" - КБТК Валерия Карданова 15 января свидетели защиты рассказали об обстоятельствах передачи базы отдыха "Баксан" спортивному сообществу Кабардино-Балкарии. Один из них - бывший вице-президент республики Геннадий Губин - назвал преследование Карданова политическим заказом.

Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании Валерий Карданов был арестован по обвинениям в мошенничестве, присвоении или растрате имущества и подделке документов. Он находится под домашним арестом. 12 января на судебном процессе свидетели дали показания в пользу Карданова. Они рассказали, что топливная компания не вкладывала средств ни в приобретение, ни в строительство базы "Баксан", опровергнув версию обвинения, что Карданов присвоил чужое имущество.

Следствие полагает, что Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита.

Свидетель Геннадий Губин на заседании суда по делу Карданова 15 января рассказал, что, будучи вице-президентом, он стал очевидцем событий, касающихся передачи базы "Баксан" спортивному сообществу Кабардино-Балкарии. О себе Губин сообщил, что с 1991 по 2002 год работал вице-президентом КБР, затем в течение трех лет был премьер-министром, а когда президент республики Валерий Коков заболел, некоторое время исполнял его обязанности, передала корреспондент "Кавказского узла".

Вице-президент рассказал, что ситуация в экономике в конце 90-х годов была сложной: предприятия встали, инвестиций не было. "Многие тогда пытались что-то урвать. Президент КБР Валерий Коков требовал не разбазаривать государственную собственность, особенно его заботило сохранение социальных объектов", - вспоминает он.

По словам Губина, еще с 1996 года Коков неоднократно призывал Карданова взять в оперативное управление "Каббалкнефтепродуктов" базу отдыха "Баксан" в Приэльбрусье, которая тогда была в запущенном состоянии. Он хотел, чтобы базу восстановили, и она функционировала. Позже переговоры о передаче базы в оперативное управление ОАО "Роснефть" велись с руководителем Сергеем Богданчиковым и его заместителями, рассказал свидетель.

"Прямого отказа со стороны руководства "Роснефти" не было, однако время шло, а решение вопроса затягивалось. Позже руководство "Роснефти" пояснило, что из-за непрофильности объекта компания не может вкладывать в него средства", - сообщил суду Губин, добавив, что тогда Коков принял решение передать базу "Баксан" спортивному сообществу, а конкретно - балкарскому спортсмену, чемпиону России по вольной борьбе Исхаку Бозиеву.

При этом, по словам Губина, Бозиеву также были переданы деньги в размере 6 млн рублей, которые ему надлежало уплатить за базу. Эти деньги были собраны местными предпринимателями в качестве спонсорского вклада в развитие вольной борьбы, передавал их Бозиеву руководитель "Каббалкснаба" Анатолий Туркинов в присутствии Кокова, самого Губина, а также бывшего тогда министром культуры и спорта Руслана Фирова.

Губин отметил, что он сам в молодости профессионально играл в футбол, а Валерий Коков предпочитал единоборства и хотел, чтобы в республике развивался именно этот вид спорта, как в Дагестане и Северной Осетии. Наличие же тренировочной базы в высокогорье имеет особую ценность для тренировок спортсменов, пояснил свидетель.

По его словам, Валерий Карданов был успешным руководителем. В частности, когда его назначили на должность генерального директора филиала ОАО "Роснефть" - КБТК, он за короткое время благоустроил автозаправочные станции, которые до этого имели неприглядный вид и портили облик Нальчика. "Сейчас, когда я ехал по федеральной трассе, я обратил внимание, что они опять в запущенном состоянии: от того, что сделал Карданов, не осталось ничего", - отметил свидетель.

Губин также сказал, что, когда он узнал о преследовании Карданова, по собственной инициативе написал письмо в суд. "И сейчас я приехал по собственной воле, чтобы сказать вам, уважаемый суд, что преследование Карданова - это политический заказ", - заявил он.

На вопрос гособвинителя, что происходило на базе после того, как она была передана Бозиеву, свидетель ответил, что он в 2006 году уехал из республики, строил олимпийские объекты в Сочи, сейчас проживает в Москве. На базу "Баксан" он приезжал дважды и увидел, что "база преобразилась".

Свидетель Владимир Япринцев - самбист, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики Беларусь - сообщил суду, что приезжал в Кабардино-Балкарию в 2000 году на чествование олимпийского чемпиона Мурата Карданова. Он был знаком с Исхаком Бозиевым, Асланом Жанимовым и другими кабардино-балкарскими спортсменами, состоял с ними в дружеских отношениях.

В 2000 году, по словам свидетеля, он узнал о передаче альплагеря "Баксан" для создания там тренировочной базы. От коллег услышал, что база находится в плачевном состоянии и нужны средства, чтобы ее отстроить заново. Во второй раз он приехал в 2001 году. "Я предложил внести деньги в строительство базы, и в дальнейшем пользоваться ею, чтобы белорусские спортсмены могли там тренироваться", - рассказал Япринцев.

По его словам, деньги он передал Исхаку Бозиеву, так как ему было известно, что база передана ему. Свидетель сообщил, что отдал Бозиеву 100 тысяч долларов. "После этого уже через год белорусские спортсмены приезжали на сборы на базу "Баксан" и были в восторге. Потом они приезжали еще несколько раз", - отметил Япринцев. Он также назвал фамилии нескольких известных белорусских спортсменов, которые в те годы тренировались на базе "Баксан".

Свидетель Хасан Карданов, заслуженный тренер КБР сказал, что в строительстве базы "по мере возможности принимали участие и местные спортсмены". Лично он вложил в базу 10 млн рублей, сообщил свидетель.

Бывшая сотрудница отдела капитального строительства ОАО "Роснефть" - КБТК Елена Ракута, выступившая в качестве свидетеля, сказала, что "компания в строительство базы не вложила никаких средств".

Напомним, в декабре 2019 года свои ходатайства в суд с просьбой смягчить Карданову меру пресечения направили 25 общественных организаций из Кабардино-Балкарии и соседних республик, а также известные в республике и за ее пределами люди. Они попросили заменить меру пресечения Карданову на другую, более мягкую, объективно рассматривать дело, а также поручились за него.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"