Кавказоведы обсудили примирение ингушских и чеченских тейпов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Встреча между ингушскими и чеченскими тейпами прошла в соответствии с адатами, с участием всех сторон конфликта, заявил Сараждин Султыгов. Примирение тейпов необходимо для предотвращения последующих инцидентов, указали опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы.
Как сообщал "Кавказский узел", 28 декабря 2020 года в Грозном произошло нападение на полицейских. Один из силовиков погиб, другой тяжело ранен. Убиты и оба нападавших, уроженцы Ингушетии братья Тимурзиевы. Близкие погибшего полицейского Магомеда Джабраилова объявили кровную месть родственникам Тимурзиевых, а родственники раненого полицейского, тейп Эрсно, заявили о вражде с родами Тимурзиевых и Султыговых. 7 января представители тейпа Тимурзиевых-Султыговых приехали в Чечню и примирились с родными убитого и раненого силовиков. Власти Чечни использовали эту историю в своих политических целях, в том числе для критики оппонентов, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Объявлению кровной мести предшествовало видеообращение Тимурзиевых и Султыговых с требованием предъявить доказательства, что убитые были террористами. Спикер парламента Чечни Магомед Даудов в ответ пригласил жителей Ингушетии в Грозный, но предупредил их о кровной мести. Позднее представители Тимурзиевых и Султыговых опубликовали второе видеообращение, где заявили, что уже посмотрели видео с места событий. Они признали свою неправоту и выразили соболезнования семье убитого силовика. 2 января стало известно, что родственники братьев Тимурзиевых решили приехать из Ингушетии в Чечню, когда "улягутся эмоции".
Конфликт между ингушскими и чеченскими тейпами реально урегулирован, заявил представитель ингушского тейпа Сараждин Султыгов. "[Представители тейпов] собрались в парламенте Чеченской Республики, пожали друг другу руки, обнялись по нашим адатам все - и кровники, и тот, родственник которого погиб, и родственники раненого - одним словом простили друг друга […] На встрече присутствовали брат погибшего, дядя погибшего, дядя раненого парня, их родственники, и с нашей стороны были", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Примирение, по мнению Султыгова, стало возможным благодаря вмешательству властей Чечни. То, что прощение произошло в стенах парламента, не влияет на процедуру, уверен он. "Некоторые считают это несерьезным, потому что [применение проходило] в парламенте Чеченской Республики, а не в мечети, не перед селом, как обычно это делается. Такой вариант [представители чеченской стороны] предложили, представители ингушской примирительной комиссии согласились. Но в принципе без разницы, где это происходило", - отметил Султыгов.
Сам Султыгов отказался от поездки в Грозный после того, как между главами Чечни и Ингушетии было подписано соглашении о границе "Я зарекся туда ехать […] Я принципиально туда не езжу", - сообщил он.
В 2018 году Рамзан Кадыров и тогдашний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о границе двух регионов, которое вызвало массовые протесты в Магасе. Десятки ингушских активистов подверглись уголовному преследованию. Правозащитники назвали "ингушское дело" крупнейшим политическим преследованием современной России. Информация о преследовании противников соглашения собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле".
Султыгов отметил, что критика в соцсетях, а также восхваление Кадырова на встрече в Грозном – это типичное для Чечни мероприятие
После встречи представителей ингушских и чеченских тейпов пользователи соцсетей указали, что представители тейпа Тимурзиевых-Султыговых пошли на поводу у чеченских властей, согласившись участвовать в организованном ими примирении кровников.
Задержанные родственники участника атаки в Грозном отпущены в ночь на 12 января.
"Сегодня (12 января) в 2 часа ночи они уже были в Назрани, дома. Адвокатов у них не было, потому что было решено не нанимать их. Из-за того, что они сидели не в [камере предварительного заключения], а их где-то в каком-то доме, какой-то квартире содержали, не было как таковой необходимости в адвокате, и наша сторона посчитала - если так, то адвокат не нужен", - сказал Султыгов.
По словам представителя ингушского тейпа Сараждина Султыгова, чеченские силовики задержали отца, мать и сестру уроженца Ингушетии, принимавшего участие в нападении на силовиков в Грозном. Другой представитель тейпа, Тимур Тимурзиев, после церемонии примирения в Чечне сообщил, что родственникам обещали отпустить задержанных через три-четыре дня. 12 января Рамзан Султыгов сообщил, что отец, мать и сестра братьев Тимурзиевых, напавших на полицейских в Грозном, вернулись в Ингушетию.
Эксперты оценили роль чеченских властей в примирении тейпов
Насколько публичность процедуры делает примирение реальным и гарантирует отсутствие претензий, кровной мести, неприязни, покажет время, прокомментировал встречу представителей тейпов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
"Насколько [примирение] будет реальным, это жизнь покажет. На самом деле эффективность процедуры не всегда понятна, но в данном случае чеченская власть, как я понимаю, взяла на себя функцию, что называется, модератора, может быть, даже чуть больше чем просто модератора, то есть она взяла управление на себя, соответственно, вся процедура сильно ускорилась, скажем так, чем если бы это было без помощи. Тем более даже чеченский парламент и его председатель приняли участие, то есть это на более таком высоком уровне [происходило]. Чеченские власти выступили в качестве модератора, и как бы сказали, давайте на какое-то время успокоимся. В данном случае я бы сказал, это позитивная сторона", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.
По его мнению, реальность примирения зависит от того, какая сторона будет все-таки более не удовлетворена.
"Если полицейские уже начинают сами мстить, то государственный механизм как бы совершенно не функционирует. Я думаю, что то, что парламент взял на себя такую функцию в этом плане, то это в общем-то разумно, чтобы это не превращалось в такую дурную бесконечность", - резюмировал Рощин.
Старший научный сотрудник Кунсткамеры, кавказовед Макка Албогачиева также позитивно оценивает акт примирения, хотя считает, что можно было обойтись без пиара. Тем более, по ее словам, сам по себе вопрос кровной мести был решен ввиду гибели нападавших.
"Потому что фактически этих двоих нападавших нет в живых. Если мы правоверные мусульмане, то по шариату человек имеет право убить только убийцу своего родственника. Шариат не позволяет убивать невиновных людей. Поэтому вопрос сразу снимался с повестки дня по идее. Но тут наш менталитет кавказский, где по адатам, пострадавшей стороне всегда нужно, чтобы сторона ответчика приехала с извинениями", - заявила Албогачиева корреспонденту "Кавказского узла".
Албогачиева указала, что в отличие от шариата, по адатам ингушей в XIX веке должно быть равное число погибших с другой стороны. "И чтобы было равноценное количество убитых, убивали, но по шариату этого нет", - уточнила она.
В то же время, по мнению кавказоведа, примирение всё же произошло и на уровне властей.
"Зная сложность обстановки сегодняшнего дня, территориальный спор, который не утихает, и последующие эти выпады по отношению друг к другу – наверное, это правильно. Я вот считаю, что правильно то, что подняли на такой уровень, чтобы прекратить, потому что молодежь неизвестно на что пойдет потом", - подытожила Албогачиева.
Ранее опрошенные "Кавказским узлом" эксперты отметили, что во время церемонии примирения председатель чеченского парламента и один из ближайших соратников Кадырова Магомед Даудов призвал членов делегации из тейпа Тимурзиевых-Султыговых остановить критику главы Чечни из-за соглашения о границе между двумя республиками. Это, по их мнению, свидетельствует о том, что вопрос о границе с Чечней сохраняет остроту в Ингушетии.