Специалисты поставили под сомнение данные о спецоперациях в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Установить личность убитых в спецоперациях несложно, чеченские силовики должны объяснить ошибку при опознании Казбека Байдулаева и других убитых при спецоперациях, считают опрошенные "Кавказским узлом" специалисты.
Как писал "Кавказский узел", 15 декабря в селе Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района Чечни прошла спецоперация, после которой глава Чечни Рамзан Кадыров объявил об убийстве предполагаемого боевика Казбека Байдулаева. При этом имя Казбека Байдулаева уже называлось среди убитых в ходе спецоперации 11 октября в Серноводском районе Чечни. Эксперты назвали ошибочную идентификацию боевиков типичной для Чечни, а представители Telegram-канала 1Adat предположили, что убийство Байдулаева могло быть имитацией. Ситуации, когда человека объявляют убитым в нескольких спецоперациях, свидетельствуют о недостаточной компетентности следователей, заявил адвокат Заурбек Садаханов.
Ранее силовики дважды объявляли убитым при спецоперации уроженца ингушского села Нестеровки Рустама Борчашвили. Сообщалось, что его опознали в одном из двух убитых при КТО в Сунженском районе Ингушетии, близ границы с Чечней в феврале 2013 года. Однако затем его имя вновь появилось в числе убитых во время перестрелки в Серноводском районе Чечни 11 октября.
Президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров считает, что чеченские силовики должны дать разъяснения в связи с названными в числе убитых при спецоперациях предполагаемыми боевиками. "Почему произошла такая ошибка с именами убитых боевиков, сказать трудно. На этот вопрос должны ответить сами чеченские силовики, их профильное ведомство. Убиты эти боевики или нет, или кто на самом деле убит, знают семьи этих погибших", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Гончаров уверен, что если есть тело, то нет никаких сложностей в том, чтобы установить личность боевика, нет. "Найденные у боевиков документы не могут служить основанием [для объявления их убитыми] - сейчас можно за деньги сделать любой документ. Поэтому только ДНК-анализ может установить, кем является убитый человек", - отметил он.
По словам эксперта, в последние годы наблюдается повышение профессионализма силовиков. "Есть совершенно верное решение руководства спецслужб не рисковать жизнью своих сотрудников, которые принимают участие в спецоперациях и вступают в огневое столкновение. Я не помню, чтобы кто-либо из боевиков выходил с высоко поднятыми руками. На сегодняшний момент в результате повышения профессионализма силовиков столкновения заканчиваются плохо именно для боевиков. Силовики стали более меткими, чем боевики", - отметил Гончаров.
17 декабря силовики застрелили двух человек на посту ДПС в Курчалоевском районе. По данным МВД, сотрудники правоохранительных органов остановили автомобиль для проверки документов и подверглись нападению - нападавшие бросили в силовиков взрывное устройство и открыли стрельбу. Полицейские не пострадали. Жертв среди силовиков не оказалось и во время спецоперации в селе Катар-Юрт Ачхой-Мартановского района Чечни 16 декабря. Тогда, по данным силовиков, Казбек Байдулаев бросил в силовиков гранату и был убит ответным огнем. 13 октября во время спецоперации в Октябрьском районе Грозного погибли два сотрудника Росгвардии и один полицейский. Силовики заблокировали дом, в котором, по их данным, находились предполагаемые боевики, в перестрелке были убиты четверо из них. 11 октября два предполагаемых боевика были убиты во время перестрелки в Серноводском районе недалеко от границы с Сунженским районом Ингушетии. О жертвах среди силовиков не сообщалось.
Полковник МВД в отставке Евгений Черноусов предположил, что упоминание силовиками уже убитых боевиков может быть результатом халатности. "Отчетность, которая существует в спецслужбах, отрицательно действует на сотрудников. Их действия оценят в зависимости от того, как будет представлена ситуация. Практически каждый день от силовиков требуют результатов", - отметил он.
Черноусов считает, что "нужно установить причины, по которым были допущены ошибки с фамилиями - надо понять, это халатность или просто ошибка, то есть нужно провести служебную проверку". Он также отметил, что сейчас нет проблем сделать ДНК-анализы. "Следует проводить анализ, потом объявлять личность убитого. Особенно, когда речь идет о боевиках. Пока не идентифицирована личность, нельзя объявлять [фамилии] официально", - сказал "Кавказскому узлу" Черноусов. Он считает, что, объявляя фамилии убитых боевиков, "силовики пытаются повысить эффективность своей деятельности".
То, что в этом году чеченские силовики не пострадали в результате перестрелок, говорит об их хорошей подготовке, сказал он. "В Чечне есть хорошая база для подготовки силовиков, проводящих спецоперации. Не секрет, что в последние годы их профессионализм повысился. То, что нет раненых и убитых силовиков, говорит о хорошо проведенных операциях. Это положительное явление", - отметил Черноусов.
Он считает, что отсутствие раненых и убитых не является поводом для сомнений относительно реальности проведённых операций. "В последние годы силовики реже рискуют своей жизнью по указанию сверху. То есть, если есть возможность ликвидировать боевика, это делается сразу - нет попыток задержать, сохранить его жизнь для допроса. Важнее – жизнь силовика, а не показания боевика", - отметил Черноусов.
Участников подполья объявляют убитыми, чтобы получить награду и повышение, выдавая желаемое за действительное, не исключил председатель Независимого профсоюза сотрудников ОВД и прокуратуры Магомед Шамилов. "Оперативники идут на любые ухищрения для того, чтобы обеспечить положительную отчетность, получить вознаграждение, награду, повышение. Такое бывает не только в Чечне, но и в Дагестане и других республиках. Тенденция общая", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что в Чечне много людей с одинаковыми именами и фамилиями, поэтому "силовики могли просто допустить ошибку". "Это маловероятно, но такие путаницы тоже бывают", - сказал Шамилов.
В регионе в целом наблюдается повышение боевой подготовки силовиков, отметил он. "Если сравнивать с операциями предыдущих лет, то можно заметить, что среди силовиков было катастрофическое количество потерь. Боевики были лучше подготовлены, чем силовики. Сейчас удалось изменить эту статистику, и мы видим, что гибнут боевики, а не силовики. То, что в этом году в Чечне мало раненых и погибших среди силовиков, не дает поводов сомневаться в правдивости операций", - подчеркнул Шамилов.
Ветеран МВД, полковник полиции Амир Колов также считает, что чеченские силовики подготовлены лучше, чем любой боевик. "В боевики в основном идут неопытные молодые люди, без особой подготовки. Очевидно, что силовики лучше подготовлены, лучше вооружены. Они в последние годы наработали опыт ведения боев с боевиками, и хорошо знают их тактику. Кроме этого, есть указания сверху особо не церемониться с боевиками и при первой же возможности убивать их", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он предположил, что фамилии одних и тех же боевиков могут называться в связи с халатным отношением силовиков к своей работе. "Много силовиков, сделавших карьеру за счет обмана и денег [...] От таких руководителей можно ожидать подмены статистики, как и от их подчиненных. Поэтому не надо удивляться, что в нескольких операциях они убивают одних и тех же боевиков. Это, скорее всего, делается для повышения или получения наград", - считает Колов.
Он уверен, что, когда есть возможность проводить ДНК-анализ, силовики не имеют права ошибаться. "Если провели [ДНК-анализ] и при этом назвали имена одних и тех же боевиков, то это уже халатность. Стоит провести служебную проверку и наказать тех, кто допустил ошибку", - считает он.
"Кавказский узел" также писал, что в январе 2019 года в результате нападения на пост ДПС на окраине Серноводска был убит предполагаемый участник вооруженного подполья, двое полицейских получили ранения. В июне 2019 года при нападении на полицейских был убит один предполагаемый участник вооруженного подполья, получили ранения два сотрудника правоохранительных органов. В сентябре 2019 года при попытке задержания был убит предполагаемый участник вооруженного подполья.
"Кавказский узел" публикует информацию о происходящих в Чечне спецоперациях и вооруженных инцидентах в специальной хронике. Материалы с ежемесячными, квартальными и годовыми подсчетами жертв вооруженного конфликта в регионах Северного Кавказа "Кавказский узел" размещает в разделе "Северный Кавказ - статистика жертв".