Родные Магомеда Долиева пожаловались на волокиту с исками о компенсациях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Семья умершего от пыток жителя Ингушетии Магомеда Долиева обжаловала суммы назначенных судом компенсаций, однако жалобы более двух месяцев не передаются в апелляционную инстанцию, сообщили сестры погибшего. Установленные законом сроки рассмотрения апелляций уже прошли, пояснил адвокат.

Как сообщал "Кавказский узел", 3 сентября Магасский районный суд Ингушетии частично удовлетворил иск родственников Магомеда Долиева, погибшего на допросе в ингушском Центре "Э". Отцу Магомеда Мухарбеку Долиеву присудили миллион рублей компенсации, а брату погибшего Назиру и сестрам Фердоси и Асе — по 500 тысяч рублей. Суд в четыре раза снизил суммы компенсаций, которых добивались потерпевшие.

50-летний Магомед Долиев был задержан силовиками по подозрению в причастности к разбойному нападению на отделение банка, он скончался от пыток в ингушском Центре противодействия экстремизму 16 июля 2016 года. По делу о пытках задержанных был осужден бывший глава Центра по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Управления ФСБ России по Ингушетии Тимур Хамхоев и другие сотрудники ведомства.

Апелляционная жалоба на решение Магасского районного суда по иску родственников Магомеда Долиева была подана еще в начале октября, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Андрей Сабинин. "Апелляция подается в месячный срок от даты решения, решение было 3 сентября. Соответственно, до 3 октября я ее подал. Уже прошло больше двух месяцев. На данный момент у меня нет информации по апелляции. Ее еще не было, видимо […] Поскольку пять человек никто не уведомлял, значит, еще не было [рассмотрения] этой апелляции. Мы тут ничего предпринять не можем. Верховный суд [Ингушетии] назначит и заседает", - пояснил он.

Адвокат уточнил, что компенсации невозможно получить до рассмотрения апелляционной жалобы. "В Минфин отправляются два судебных акта, в том числе тот, который фиксирует вступление решения в законную силу. Поэтому до апелляции компенсацию получить невозможно", - уточнил Сабинин.

Он пояснил, что основанием для подачи апелляционной жалобы со стороны родных Долиева стало решение суда об уменьшении суммы компенсации. "Иск заявлялся на одну сумму, а был удовлетворен в другой сумме, это и есть основание. Обоснованием являются те выплаты, которые по аналогичным делам присуждаются в ЕСПЧ. Мы считаем, что [то, что присудил Магасский районный суд], мало", - заявил адвокат.

Сабинин добавил, что ситуация осложнилась тем, что пока шли суды, отец - Мухарбек Долиев – умер, и та сумма один миллион рублей, которая была ему присуждена, теперь выплачена не будет. "Он умер уже после суда, в октябре. Моральный вред, который взыскивается по таким искам, является личным неимущественным правом, и это личное неимущественное право не будет включено в наследственную массу. Оно не наследуется родственниками. То есть семья эти деньги не получит", - сказал адвокат.

МВД, по словам адвоката, всегда обжалует подобные решения. "Они же не согласны с тем, что они должны платить - они подавали и в этот раз жалобу, и в прошлый. И в кассацию ходили. Бюджет не хочет платить, до последнего, и до последнего не платит. Если вступит решение в силу, потом Минфин будет три-четыре месяца тянуть - не заплатит, пока не начнешь его к этому принуждать. Так государство ведет себя по отношению к исполнению обязательств, так же оно ведет себя по отношению к выплатам, которые присуждает ЕСПЧ. Вот в Минюсте закончились в сентябре деньги - значит, все люди, которые подали свои заявления позже, получат их в следующем году или, может быть, даже через год. Но государство всегда занимает такую позицию", - заявил адвокат.

Сабинин уточнил, что если апелляционные жалобы поданы как истцом, так и ответчиком, то они рассматриваются в одном судебном процессе. 

Ранее мать умершего от пыток Магомеда Долиева Лемка в мае 2019 года подала иск с требованием 15-миллионной компенсации. Сестра Долиева (фамилия также упоминалась в СМИ как Далиев. - Прим. "Кавказского узла") Патимат заявила о планах подать аналогичный иск. В октябре 2019 года суд удовлетворил иск Лемки Долиевой частично, уменьшив требуемую сумму компенсации в 10 раз - до 1,5 млн рублей. Патимат в январе 2020 года предъявила иск к МВД республики на 20 миллионов рублей, суд назначил Патимат компенсацию в размере 750 тысяч рублей

Сестра Магомеда Долиева Фердос назвала затягивание с рассмотрением апелляционной жалобы "издевательством". "Я живу недалеко и уже не раз ходила в суд и спрашивала, почему наше дело не передается в Верховный суд. Я точно знаю, что его еще даже в Верховный суд не передали - 11 декабря мне это сказала секретарь судьи, который рассматривал дело. А у нас суд был в начале сентября! Тогда и папа был на суде тяжело больной, он через три недели после суда умер - не выдержал всего этого. Я хожу [в суд] - там говорят, что судья в отпуске, то одно, то другое. Почему процесс не идет - непонятно. Там же есть сроки определенные, а уже несколько месяцев прошло. Я считаю, что это нарушение наших прав", - возмутилась она.

По словам Фердос, погибший брат очень сильно помогал своим родным. "Конечно, деньгами человека не вернешь, но то, что материально мы очень пострадали от того, что произошло, это чистая правда", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".  

То, что суд не удовлетворил иск в полном объеме, повлияло на отца, считает Фердос. "У него был нервный стресс. Он после этого суда очень сильно болел. Это же сын, как-никак, и все эти переживания, конечно, сказались", - сообщила Фердос, добавив, что смерть ее отца не была связана с коронавирусом.

"Почему всё это затянулось - нам не понятно. [Сотрудники суда] говорят, то какие-то документы не дошли, то какая-то справка не оформлена. Такое ощущение, что они не хотят давать эти деньги", - сказала еще одна истица, сестра Магомеда Долиева Ася

Она также отметила, что погибший брат очень помогал им, и что его смерть стала для их отца большим ударом. "Отец очень переживал. Он очень был общительный, а после его смерти замкнутый стал. В сентябре этот суд, потом Магомеда день рождения - 54 года ему должно было исполниться, а потом отец и умер", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Ася.

Потерпевшими в деле об убийстве Долиева изначально были признаны его сестра и брат. Потом семья решила, что основной истицей будет мать погибшего Лемка Долиева, хотя потерпевшей она не признавалась, рассказал ранее Сабинин "Кавказскому узлу" в интервью "Адвокаты бьются лбом о правосудие на Кавказе"

МВД препятствует получению компенсации в 750 тысяч рублей, присужденной судом сестре Магомеда Долиева Патимат и подтвержденной в апелляционном суде, сообщила сама женщина.

"В феврале мне присудили компенсацию в 750 тысяч [рублей]. Потом была апелляция - не сразу, они долго тянули. Кажется, Верховный суд [Ингушетии] рассмотрел в июле или августе. В апелляции сумма была подтверждена, и адвокат подал документы в министерство финансов. Не сразу тоже, так как Верховный суд не сразу нам отдал документы. И адвокат пошел в Минфин где-то в сентябре. Там должно пройти три месяца, прежде чем компенсация будет выплачена. Мне компенсацию должны были выплатить до 14 декабря. Две недели назад я позвонила в Минфин, и мне сказали, что МВД подало кассационную жалобу, и что им пришло письмо о том, чтобы дело [о выдаче компенсации] было приостановлено", - сообщила Патимат.

По ее словам, после подачи документов в Минфин о выплате компенсации прошло 2,5 месяца. "Нам уже назначили номер [дела], мы ждали выплаты. И в это время они подали кассационную жалобу. Теперь на январь у нас назначено заседание в кассационном суде. Это затягивание просто, я считаю", - заявила женщина.

По мнению Патимат, компенсации и так недостаточны, так их еще и невозможно получить. "Я, пока добивалась справедливости, сколько денег потратила. Мне важно было доказать, что мой брат невиновен и что он был запытан, умер мученической смертью. И наказать виновных. И было очень много трат - и перелеты, и на жилье, и другие, они этой своей "компенсацией" даже треть моих расходов за эти три года не вернут. Не говоря про то, что теперь у меня брата нет", - пожаловалась она.

"После смерти Магомеда отец просто слег, высох. И все эти судебные тяжбы - его же на суд возили, сказали, что он должен присутствовать. И после этого суда он и умер. Маме - 1,5 миллиона, а отцу - миллион. Он это воспринял очень близко к сердцу, как оскорбление. Мало что сына убили - и оценили его жизнь в миллион! Он даже плакал, так ему это было тяжело. Он хотел эти деньги раздать в качестве милостыни, в качестве помощи людям, как память о Магомеде. Мечеть хотел построить имени Магомеда. У него такие были намерения. Как память о сыне что-то сделать, он об этом просто мечтал. А тут дали миллион - и это его просто сломило", - рассказала Патимат.

Дело Долиевых пока находится в Магасском районном суде Ингушетии, но уже почти готово к передаче, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в приемной председателя суда. "Они ждут уведомления, на этой неделе дело скорее всего уйдет в Верховный суд (Ингушетии). Там жалобы, потом уведомление сторон, потом стороны могут подавать возражения на жалобы - и мы должны это отслеживать, ждать опять уведомления о получении ими возражений. Из-за этого сроки затягиваются", - пояснила сотрудница Магасского районного суда 16 декабря. 

В пресс-службе МВД по Ингушетии не смогли ответить, когда они направили жалобу в Верховный суд республики.

Дополнение "Кавказского узла" от 17.00 мск 18.12.2020: Заседание суда по рассмотрению кассационной жалобы Патимат Юсуповой состоится 19.01.2021 в Пятом кассационном суде общей юрисдикции (г. Пятигорск*).

Иллюстрированный рассказ "Я просто не боялась и шла вперед" о борьбе Юсуповой (Долиевой) против пытавших ее брата силовиков опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Фотоальбомы". Автор: Изабелла Евлоева. Художник: Сергей Грецкий.

Обвинения в пытках в адрес сотрудников Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) в Ингушетии жертвы издевательств и их родные осмелились озвучить лишь после ареста главных подозреваемых, говорится в материале "Кавказского узла" "Пытки, убийства и шантаж — борьба с экстремизмом в Ингушетии".

* в текст внесены уточнения

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"