Родные Ислама Полонкоева назвали его жертвой несправедливой кровной мести
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Подозреваемый в убийстве жителя Ингушетии Ислама Полонкоева был задержан, но через два дня отпущен под подписку о невыезде. Сестра Ислама Марем потребовала передать дело об убийстве брата, совершенном из кровной мести, в окружной Следственный комитет, пояснив, что не верит в справедливое расследование в республике. Родные Полонкоева рассказали об обстоятельствах длительного конфликта, приведшего к убийству Ислама.
Как писал "Кавказский узел", 27 ноября неизвестные обстреляли в ингушском селе Экажево автомобиль, находившийся в нем мужчина погиб. В машине также была женщина, которая получила ранения и была госпитализирована в тяжелом состоянии. Убитый, по данным источников, был родным братом члена группы баталхаджинцев, который объявлен в розыск. Ранее, 16 ноября в Сунже, был застрелен бывший полицейский Ислам Полонкоев. Основной версией убийства также является кровная месть за Асламбека Евлоева, убитого в декабре 2019 года. Правоохранительные органы связали инцидент с конфликтом вокруг родовых башен в Джейрахском районе Ингушетии.
Батал-хаджи Белхороев — ингушский шейх, основатель одной из кадиритских ветвей (вирдов), последователь шейха Кунта-хаджи, сообщается в опубликованной на "Кавказском узле" справке "Батал-хаджи и его последователи".
Жительница Ингушетии Марем Полонкоева записала видеообращение об убийстве 16 ноября ее брата Ислама Полонкоева (копия есть в распоряжении "Кавказского узла"). "Моего брата Ислама убили подло, подкараулив возле дома безоружного. Двое в масках расстреляли его в упор. Убили на почве кровной мести, хотя он абсолютно не был виноват в смерти Евлоева Асламбека, и следствие это доказало", - рассказала на видео Полонкоева.
Она выразила недоверие следствию, "потому что человек, которого мы подозреваем в организации убийства моего брата и который признался, что брал и пользовался автомобилем, на котором, как установило следствие, было совершено убийство моего брата, этот человек был [...] отпущен". "Я требую, чтобы дело об убийстве моего брата Полонкоева Ислама передали в Следственный комитет Северо-Кавказского [федерального] округа, потому что на справедливое расследование в этой республике я не рассчитываю. И я полагаю, что на следствие также будет оказываться всевозможное давление со стороны убийц", - резюмировала она.
Жена Ислама Полонкоева рассказала об обстоятельствах его смерти
5 декабря представители старшего поколения рода Евлоевых приехали к старейшинам тейпа Полонкоевых, чтобы сообщить, что они готовы поклясться, что Ислам Полонкоев виноват в смерти Асламбека Евлоева. Поэтому он был убит как кровник. Это было сообщено Магомеду Бокову, который представляет старейшин рода Полонкоевых. На вопрос Магомеда Бокова, почему они не пошли с этим сообщением к отцу Ислама Беслану Полонкоеву, как это положено по горским законам, старший из пришедших Евлоевых ответил: «Пойти к отцу совесть не позволяет». Об этом корреспонденту "Кавказского узла" 13 декабря рассказала Марем Полонкоева.
Ислам Полонкоев был убит у ворот своего дома. Он только что отвез своих дочерей в детский сад. Напротив их дома притормозили две машины, и оттуда неизвестные открыли огонь из пистолета и автомата по машине и по Полонкоеву.
"Я ждала его, он обещал отвезти меня на работу. Услышала, как он подъехал, и уже собралась выходить из дома, как раздались сначала два-три хлопка, а потом автоматная очередь. Адам, старший брат Ислама, подбежал к машине. Ислам был еще жив [...] Он скончался, когда его привезли в больницу», - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жена Полонкоева Танзила.
«Я не знаю, что сказать девочкам, где их отец […] Они так радовались, когда после восьми месяцев нахождения в СИЗО он вернулся домой […] И сейчас, как только звонит мой телефон, они со всех ног бегут, несут мне трубку: «Это папа!» - сказала Танзила.
Перестрелка между представителями тейпов Евлоевых и Полонкоевых произошла в декабре 2019 года. По данным правоохранительных органов, причиной стал старый конфликт из-за родовых башен в селении Пялинг Джейрахского района. В ходе перестрелки были ранены шесть человек, один человек - Асламбек Евлоев - погиб.
В постановлении Следственного отдела по Сунженскому району Следственного комитета России по республике Ингушетия о возбуждении уголовного дела в отношении Ислама Полонкоева (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла") говорится, что «в ходе доследственной проверки установлено, что 30 декабря 2019 года примерно в 00 часов 20 минут перед входом в автомобильный рынок «Сунжа» между представителями рода Евлоевых с одной стороны и представителями рода Чаниевых (Полонкоевых) с другой произошла перестрелка с применением огнестрельного оружия различного вида».
В результате, говорится далее в постановлении, семеро участников перестрелки получили ранения разной степени тяжести, от полученных ранений в тот же день скончался Асламбек Евлоев. Также в постановлении, которое датируется 30 декабря 2019 года, говорится, что доследственной проверкой установлено, что роковой выстрел в Асламбека Евлоева из охотничьего ружья был сделан Исмаилом Полонкоевым. Это обстоятельство явилось основанием для возбуждения уголовного дела. Ему инкриминировали две статьи УК РФ – убийство и покушение на убийство (часть 1 статьи 105, часть 3 статьи 30, пункты «а», «ж» части 2 статьи 105 УК РФ).
По словам Марем Полонкоевой, конфликту предшествовало длительное нагнетание обстановки в соцсетях. «Поругались в инстаграме двое [...] Не поделили средневековые башни. Переписки им показалось мало, продолжили по телефону оскорблять друг друга. А тут еще неизвестными лицами было уничтожено имущество нашего родственника Исропила Полонкоева в селе Пялинг Джейрахского района. Этот факт также подогрел конфликт. Мы не раз обращались к старейшинам с просьбой заняться этим вопросом, разъяснить молодежи, кто в этом споре прав, а кто нет. Предостерегали, что может пролиться кровь. Те не реагировали на наши просьбы, лишь отмахивались: ничего страшного не будет. А в конце прошлого года случилось непоправимое», - рассказала она.
Перестрелке предшествовал конфликт в Интернете
По словам Али Чаниева, проживающего в городе Сунжа, конфликт назревал давно. «Один из наших парней сцепился в Instagram с евлоевским парнем. Каждый старался доказать, что доподлинно знает, чей род 500 лет назад жил на каких землях в Джейрахском районе. А что спорить? Полонкоевы и Евлоевы жили рядом и, как мне кажется, таких споров, доходивших до смертоубийства, у них не было. Наверное, в те годы мудрее люди были», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он пояснил, что Чаниевы и Полонкоевы относятся к одному роду и считаются родственниками. «Когда точка кипения у спорщиков стала зашкаливать, то евлоевские парни предложили встретиться и поговорить. Смутило, правда, что встречу назначают на полночь. Но что-то менять, соглашаться - не соглашаться не стали. Скажут: "Струсили!". Наши парни решили, что в 12 - значит в 12. Чаниевых поехало к авторынку шесть человек, а там собралось больше пятидесяти евлоевских парней. К тому же, почти все при оружии. Наши тоже были не с пустыми руками. Никаких переговоров - сразу началась драка, перестрелка. Было много крови. Несколько человек были ранены, один получил тяжелое ранение, скончался в больнице», - рассказал Чаниев со слов родственника, который был участником перестрелки.
Али также сказал, что его родственник Хамзат Чаниев, который в те дни находился в горах, позвонил Исламу Полонкоеву, чтобы тот поехал к авторынку и разогнал спорщиков. «Ислам приехал к авторынку, прихватив охотничье ружье, когда конфликт был в самом разгаре. Он стал кричать, чтобы прекратили стрелять, но успел сделать только два выстрела из ружья в воздух, чтобы напугать и попытаться разогнать толпу, как его ранили в левое бедро. Он упал в овраг. Когда все стали разбегаться, его там нашли Евлоевы и увезли», - рассказал Али Чаниев, добавив, что старики ездили к старейшинам рода Евлоевых, хотели всех помирить.
«Но те отказались. Договориться с ними не получилось. "Хорошо, - сказали наши старики. - Тогда пусть следователи разбираются". Может, нужно было быть понастойчивее. Республика маленькая, к чему эти раздоры? Есть же хорошая поговорка: «Худой мир лучше доброй ссоры», - считает Али Чаниев.
Ислам Полонкоев в показаниях рассказал об обстоятельствах конфликта
Ислам Полонкоев был допрошен следователем, когда находился на излечении после операции в спецпалате Республиканской клинической больницы. Он рассказал обо всем, что с ним происходило в первой половине ночи 30 декабря 2019 года (копия протокола допроса имеется в распоряжении «Кавказского узла»).
По словам Ислама Полонкоева, когда его ранили в левое бедро, он не удержался на ногах, упал и отполз к небольшому оврагу. «На какое-то время потерял сознание. Очнулся от того, что меня кто-то теребит за плечо и спрашивает мою фамилию. Я ответил: «Полонкоев». И тогда они стали меня избивать. Их было человек шесть. Когда ударили прикладом по голове, я отключился. Очнулся в машине от очередного удара по голове», - рассказал он следователю.
По его словам, из раны на ноге шла кровь, он нащупал на полу машины полиэтиленовый пакет, разорвал его и попытался перевязать рану, чтобы остановить кровь. Следователю Полонкоев сообщил, что его привезли в какой-то дом в Насыр-Корте. Долго издевались, продолжали избивать, говорили, что сейчас убьют, потому что он убил их человека.
«Я поклялся Аллахом, что никого не убивал. Один из них позвонил имаму Хамзату Чумакову и сказал, что сейчас они меня убьют, но тот запретил им это делать и приказал им отпустить меня», - рассказал Ислам.
Похитители привезли Ислама к больницу и оставили его там. «Я был весь в крови, футболка, джинсы грязные. Мне стыдно было в таком виде заходить в больницу. Я хотел домой. Остановил машину, там сидели двое парней. Узнав, кто я и что со мной случилось, они привезли меня опять в этот же дом, где меня хотели убить. Но вышел какой-то старик, стал кричать, чтобы они отвезли меня домой. Но они, когда доехали до Барсуков, сказали, что машина сломалась и дальше они не поедут. Когда я вышел из машины, они развернулись и уехали в сторону Назрани», - рассказал Ислам.
В пять часов утра, по его словам, когда он брел по «Бакинке» (федеральная трасса Баку-Ростов), его подобрала машина Ford, в которой было много детей (как оказалось, тренер вез детей на соревнования). Этот человек привез Ислама к дому.
По словам Марем Полонкоевой, вид Ислама ее напугал: весь в кровоподтеках, ссадинах, на всем теле гематомы. «Пока добирался до дома, потерял много крови, к тому же из одежды на нем было лишь футболка да брюки. Мы его отогрели, промыли все раны и ссадины. Приехавшие врачи скорой помощи оказали ему первую помощь. [...] Его госпитализировали. В это же день его прооперировали. Утром к нему в палату пришли сотрудники полиции и сказали, что он задержан, так как обвиняется в убийстве Асламбека Евлоева», - рассказала Марем.
По ее твердому убеждению, Ислам никого не убивал, а поехал к месту конфликта с одной целью - чтобы разогнать конфликтующих. «Сам он никогда бы не сделал ни одного выстрела по людям, потому что он человек глубоко верующий. В 14 лет вместе с отцом совершил хадж в Мекку. К тому же Ислам женат на представительнице тейпа Евлоевых. А все знают, какие права и обязанности возлагаются на ингушского зятя, которые он должен свято соблюдать в отношении к родственникам жены, независимо от их возраста», - сказала женщина.
По ее словам, чтобы доказать свою невиновность в убийстве человека из тейпа Евлоевых, он сделал видеообращение, в котором поклялся, что не виноват в убийстве Асланбека Евлоева, не является ни зачинщиком, ни участником этого конфликта. Это видеообращение, сделанное Полонкоевым на ингушском языке, есть на видеохостинге YouTube.
«Кроме того, старейшины рода Полонкоевых связались с представителями фамилии Евлоевых и сообщили о намерении прийти к ним и поклясться о непричастности Исмаила к убийству Асланбека Евлоева. На что Евлоевы ответили, что в этой клятве они не нуждаются, так как знают и без клятвы, что Ислам не совершал убийство Асланбека Евлоева», - отметила Марем.
Отец Полонкоева уверен в его невиновности
Беслан Полонкоев также уверен в невиновности своего сына, которого обвиняли и продолжают обвинять в убийстве человека из тейпа Евлоевых.
«Он во дворе занимался ремонтом своей машины, когда ему позвонил наш родственник, который живет в горах, и попросил поехать к месту, где собрались конфликтующие, чтобы разнять их, дабы избежать беды. Ислам, как был в домашней одежде, так и поехал, прихватив с собой ружье. Не для того, чтобы по людям стрелять. Конечно же нет! Только чтобы напугать, чтобы остановить перестрелку. Но с чьей-то подачи именно его назвали подозреваемым в убийстве парня из рода Евлоевых», - сказала он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, и он сам, и все его родные ни на минуту не сомневаются в невиновности Ислама. "Почти восемь месяцев проводились следственные мероприятия по уголовному делу по обвинению Ислама в убийстве. Было проведено несколько баллистических экспертиз, которые показали, что пуля, изъятая из тела убитого, была выпущена из другого вида оружия. После проведения всех мероприятий следствие пришло к выводу, что Ислам Полонкоев непричастен к убийству Асламбека Евлоева. После восьми месяцев нахождения под стражей сын был отпущен домой. Через три месяца после этого, 16 ноября, его убили рядом с домом. Кто это сделал – я не знаю", - сказал Беслан Полонкоев.
По мнению члена Совета тейпов республики Ингушетия Исы Дарсигова, этот конфликт, в результате которого погибли два человека и несколько человек ранены, носит заказной характер. «Какие-то силы заинтересованы в том, чтобы разжечь вражду между тейпами. Это противостояние между враждующими тейпами можно было давно погасить, примирить тейпы, но никто из представителей руководства республики этого не делает. Получается, тем, кто сегодня находится у власти, выгодно сохранять напряженность, чтобы тейпы враждовали между собой. Чтобы народ не роптал по поводу стремительного повышения цен на продукты, на лекарственные препараты, поэтому пытаются внутритейповыми разборками отвлечь внимание от экономических проблем, социальной напряженности. Для власти самое главное - дестабилизировать обстановку», - сказал Дарсигов корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, за последние восемь-девять месяцев к старейшинам тейпа Евлоевых полонкоевцы посылали около 200 человек, несколько делегаций. «Мы хотели, чтобы старейшины двух тейпов совместно провели встречи с молодыми людьми и примирили конфликтующие стороны. Со стороны Евлоевых мы получили сообщение, что в течение двух-трех недель они эту тему закроют и будет примирение [...] Обещали до тех пор, пока Ислама Полонкоева не выпустили из СИЗО. Его убили. Каким-то силам невыгодно, чтобы прошло примирение, чтобы у нас был порядок и спокойствие. Мы можем в любое время пойти на примирение, но нужно выявить заказчиков, тех, кто сознательно раздувает подобные конфликты и стравливает между собой молодёжь разных тейпов», - сказал Дарсигов.
Адвокат Мовли Чаниев сказал корреспонденту «Кавказского узла», что его подзащитного Ислама Полонкоева должны были выпустить на свободу за недоказанностью совершения преступления. «Однако уголовное дело не закрыли по невиновности. Чтобы оправдать свои действия по незаконному содержанию под стражей на протяжении восьми месяцев невиновного человека, следствие договорилось с Исламом, чтобы он признался в том, что он, якобы, случайно, при падении, будучи уже раненным, выстрелил из ружья, причинив касательное ранение своему же родственнику. По договоренности с Исламом, следствие вменяло ему статью 112 УК РФ (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека). Моему подзащитному изменили меру пресечения на подписку о невыезде, назначив судебное заседание на 30 ноября. Но 16 ноября он был убит», - рассказал адвокат.
Чаниев также сообщил, что по факту убийства Полонкоева было возбуждено уголовное дело. "В ходе предварительного следствия 26 ноября по подозрению в совершении убийства был задержан [...]. Ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако через два дня его освободили", - рассказал он.
«По мнению следствия, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения перед судом ходатайства об избрании в отношении [...] меры пресечения в виде заключения под стражу отпали ввиду отсутствия иных действий о совершении указанного преступления [...] Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению следователя», - говорится в постановлении Следственного отдела по Сунженскому району СУ СК России по Республике Ингушетия от 1 декабря (копия постановления имеется в распоряжении "Кавказского узла").
По словам Марем Полонкоевой, несмотря на то, что брата убили и старейшины тейпа Евлоевых признали его кровником, несмотря на то, что подозреваемого в убийстве человека освободили из-под стражи, она считает, что уголовное дело по факту убийства ее брата не должно быть закрыто. «Как бы мне трудно ни было, какие бы препоны ни возникали на моем пути, но я буду добиваться, чтобы уголовное дело по факту убийства моего брата передали в следственный комитет СКФО. Мы, родственники Ислама, должны знать, кто же все-таки был убийцей и кто был заказчиком этого преступления. Потому что у меня есть все основания сомневаться в справедливом расследовании дела в нашей республике», - заявила Полонкоева.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей тейпа Евлоевых относительно заявлений Полонкоевых.
"Кавказский узел" ведет хронику происходящих в Ингушетии спецопераций, взрывов, вооруженных инцидентов и похищений людей.