Покрыть голову, но не лицо: женский дресс-код в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уже 15 лет в Чечне не могут определиться с предписаниями к женскому облику. Под соусом "Женщина должна знать свое место" одни указания о внешнем виде сменяют другие, но неизменным остается жесткое принуждение выполнять их. Как меняются взгляды Кадырова и его команды на дресс-код чеченской женщины, почему глава Чечни поручил председателю парламента разобраться с запретом на ношение хиджаба в Астрахани и есть ли аналогичные проблемы в других регионах России, - разбирался "Кавказский узел".

В российских регионах

Астрахань

Проблемы с женским дресс-кодом существуют не только в Чечне. Так в положении о внешнем виде обучающихся, преподавателей и сотрудников Астраханского медицинского университета, которое было подписано еще в 2019 году, утвержден официальный запрет на ношение не только хиджаба, но и другой одежды, которая свидетельствует о принадлежности к той или иной религии или конфессии. "Не допускается ношение одежды и аксессуаров (поверх одежды), указывающей на принадлежность к той или иной национальности или религии (ношение: хиджаба, никаба, паранджи, абайи, чачвана, чадры, бурки, папахи, фески, тюбетейки, тюрбана, кипы, камилавки, сонгкока, крестов, распятий, икон, вервиц, власяниц, четок, брояниц, ряс, мантий, анаволий и т.д.", - говорится в положении.

Запрещено также носить женщинам "блузки из полупрозрачных тканей, излишне открытых декольте, с обнаженными плечами (только под пиджак) и спиной, с крупными стразами, одежду типа "макси" или "мини", не допускаются шорты, топы, майки, спортивные футболки". Особо отмечается, что "при ношении бород и усов следует придерживаться умеренных, консервативных стилей, борода и усы должны быть аккуратно подстрижены и ухожены". Глава Чечни поручил председателю парламента республики Магомеду Даудову взять под личный контроль вопрос с запретом. Даудов связался с представителями министерства здравоохранения России и потребовал разобраться в проблеме. Также предстоит беседа с руководством вуза, - написал 5 сентября 2022 года "Грозный-Информ".

Тюмень

2 сентября 2022 года стал публичным скандал в Тюменской школе. Родители пятиклассницы заявили о том, что директор школы №88 отказалась впускать на занятия их дочь в хиджабе. Попасть на уроки заплаканная девочка смогла после словесной перепалки между родителями и директором. После происшествия отец девочки Ибрагим Давудов встретился с заместителем губернатора по Тюменской области Алексеем Райдером, директором школы и представителем дагестанской диаспоры. Ибрагим Давудов остался доволен: пришли к выводу, что в хиджабе в школу ходить можно, если предупредить директора.

Директор школы позднее объяснила, что не может нести ответственности за требования Устава школы. "Для меня все дети важны. Единая форма появилась неслучайно. Все дети разные, из разных семей, в первую очередь с разным уровнем достатка. Единая форма установлена, чтобы стереть социальные различия между детьми, о которых им еще рано думать. Какую форму можно носить, определяют сами родители, а не администрация: управляющий совет школы и совет родителей. А администрация уже следит за исполнением того, что родители внесли в устав", — рассказала Елена Головчак 1.

По 1000 долларов за хиджаб

В начале 2006 года чеченские студентки, которые носили хиджаб, получили за это в подарок по 1000 долларов от Рамзана Кадырова, который исполнял тогда обязанности премьер-министра республики. А через год, уже как глава Чечни, Кадыров издал распоряжение об обязательном ношении на работе головных уборов – платков. "Необходимо, чтобы их [женщин] одежда соответствовала чеченским традициям", – говорил он 11 сентября 2007 года на совещании с участием глав администраций, руководителей министерств и ведомств, а также силовых структур. Тогда еще он утверждал, что выбор одежды в нерабочее время – "частное дело".

Женщины не молчали. "Заставлять надевать платок – это глупо. Я хожу в платке не потому, что меня заставляют, а потому, что я замужем и уважаю своего мужа", – не побоялась публично возразить Кадырову библиотекарь Фатима Исраилова. "Когда мужики боятся взяться за какие-то серьезные дела, то они обязательно хватаются за женский платок", – говорила правозащитница Наталья Эстемирова (позднее похищенная и убитая), напомнив, как во времена Ичкерии тоже пытались заставить всех женщин выглядеть "правильно" 2.

В том же году в Чечне было введено обязательное ношение головного платка школьницами с десяти, а в некоторых школах и с семи лет, и студентками. Нарушителей попросту не пропускали в учебные заведения, хотя новые требования не имели под собой никаких правовых оснований 3.

Принуждение к платку

31 марта 2008 года глава Чечни в резкой форме раскритиковал Наталью Эстемирову за высказанную ею 30 марта в передаче "Исламская эволюция" по федеральному телеканалу РЕН-ТВ критику по поводу обязательного ношения в Чечне женщинами головного платка.

Рамзан Кадыров заявил, что снимает Эстемирову с поста председателя грозненского общественного Совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, и потребовал, чтобы Правозащитный центр "Мемориал" направил в этот совет другого человека, согласного с политикой властей относительно ношения женщинами платков. Летом 2009 года Эстемирову убили. Председатель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов назвал ее сопротивление принуждению женщин носить платок одним из главных эпизодов ее конфликта с Кадыровым, возложив на главу Чечни политическую ответственность за случившееся с правозащитницей 4.

Пейнтбольные расправы

Летом и ранней осенью 2010 года по Грозному прокатилась волна физического и психологического насилия за появление на улице с непокрытой головой или в "нескромной" одежде. В том числе женщин обстреливали из пейнтбольных ружей.  

"Меня что-то в грудь ударило и как бы отбросило к стене [здания]. Боль такая острая ужасно, будто грудь раскаленной иглой проткнули, но сознание я не потеряла. И вдруг вижу – какое-то зеленое пятно странное на стене и у меня по блузке тоже расползается. Тогда только поняла, что это краска. У подруги моей всю юбку заляпало. Ей по ногам попало, и она упала на тротуар. Я все еще пыталась в себя прийти, и тут в окне [машины] мужское лицо показалось. Хохочет во весь рот. Потом высунулся, на нас стал показывать. Он в черном был, как "кадыровские" ходят. И остальные в машине – они тоже высунулись поиздеваться – тоже в этой форме были", – рассказывала одна из пострадавших от такого пейнтбольного обстрела.

А теперь - снять никабы!

Противники кадыровских правил настаивали и настаивают на праве женщины самой выбирать образ жизни и одежду. Но маятник принуждений качнулся в противоположную сторону, и теперь женщин заставляют снять никабы. Никаб – это мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.

"Никаб – традиционное одеяние арабских женщин", идущее "вразрез с традициями нашего народа и традиционным исламом", утверждает муфтий Чечни Салах Межиев. "У нас есть свои традиции. Зачем нам чужие? У нас и так носят хиджабы", – добавляет начальник грозненского отдела полиции Аслан Ирасханов.

Хиджаб – это одежда мусульманки, закрывающая всё её тело, за исключением лица и кистей рук. В отличие от Чеченской Республики, в мусульманских странах ношение никаба широко распространено. В частности, в Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, независимо от вероисповедания, нарушение этих правил может грозить заключением в тюрьму. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо можно оставлять открытым 5.

Уже в 2016 году, когда женщин в Чечне переодевали из платков и косынок в хиджабы, местные жительницы жаловались на запутавшую их череду противоречивых требований. "С этими хиджабами происходит непонятно что. То нас заставляют их носить, то придираются к тем, кто их носит, то отменяют, теперь вот решили снова ввести. Хиджаб не является частью нашего национального костюма – наши девушки всегда носили большие головные платки, некоторые – просто косынки. Мою знакомую несколько лет назад задержали в Грозном силовики за то, что на ней был хиджаб, и она закрыла часть подбородка. Ее обозвали "ваххабиткой", "шайтаном" и едва не забрали куда-то", – описала тогда ситуацию девушка по имени Зарема.

"Я не сторонник никаба, в моей семье его никто не носит, но с какой стати его запрещать?" - задал вопрос чеченский диссидент Тумсо Абдурахманов. Но Рамзан Кадыров уверен: "Женщина должна знать свое место" 6.

Примечания

  1. Школьницу в хиджабе не захотели пускать на уроки в тюменской школе // Чита.ру, 6 сентября 2022 года
  2. Женский платок в Чечне как индикатор дееспособности власти? // Deutsche Welle, 7 апреля 2006 года
  3. О борьбе за морально-нравственную чистоту общества в Чеченской Республике, 21 февраля 2008 г - https://memohrc.org/ru/news/o-borbe-za-moralno-nravstvennuyu-chistotu-obshchestva-v-chechenskoy-respublike
  4. Правозащитники: Олег Орлов проходит по делу, опасному для жизни // Deutsche Welle, 25 сентября 2009 года
  5. Паранджа, никаб, хиджаб и чадра - честь и достоинство женщины // Trend.az, 14 июля 2010 года.
  6. Рамзан КАДЫРОВ: «Россия — это матушка родная» // Комсомольская правда, 24 сентября 2008 года
Автор: