Вдова Цкаева попросила суд прояснить историю с исчезновением видеозаписей из дела

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Земфира Цкаева и ее адвокат обратились к судье с ходатайством, в котором попросили выяснить у следователей причину исчезновения диска с видеозаписями с камер наблюдения внутри здания Иристонского РОВД из материалов дела о смерти владикавказца Владимира Цкаева. Из-за болезни судьи бывшие следователи по делу Хугаев и Юдин не были опрошены по этому вопросу, сообщила адвокат.

Как писал "Кавказский узел", суд в Северной Осетии начал рассматривать дело об убийстве жителя Владикавказа Владимира Цкаева в январе 2019 года.  13 ноября в суде выяснилось, что в материалах дела отсутствует диск с записью с камер наблюдения внутри здания Иристонского РОВД. Судья решил выяснить судьбу видеозаписи у бывших следователей Хугаева и Юдина, которые вели дело Цкаева.

В ночь на 1 ноября 2015 года 39-летний примерный семьянин и отец двоих детей Владимир Цкаев скончался после допроса в отделе полиции Владикавказа. В причастности к его смерти обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не позволили спустить дело на тормозах, сказано в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции". Четыре года следствие и суд не могут установить виновных в гибели Цкаева, а силовики, обвиненные в пытках владикавказца, пытаются снять с себя ответственность, рассказывается в анимационном ролике осетинской журналистки Алины Алихановой.

Следователи Хугаев и Юдин еще не опрошены по поводу утерянных видеозаписей, сообщила адвокат Анжелика Сикоева. "Дело до этого еще не дошло. Было подано ходатайство, чтобы были опрошены  следователи, которые занимались передачей материалов дела от одного к другому. Суд удовлетворил ходатайство, следователи  должны были прийти в суд, но судья заболел коронавирусом", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Сикоева напомнила, что потерпевшая сторона на последнем заседании оставила на усмотрение суда решение, проводить ли разбирательство по поводу отсутствия этих записей. "Мы решили, что если напишем заявления, например, о возбуждении  уголовного дела по этому факту, то это может затянуть судебный процесс. Если же суд вынесет частное определение в адрес следователей, то тогда, возможно, будет какое-то развитие по этому делу", - пояснила адвокат.

Она предположила, что пропажа записей может быть связана с указанием сверху. "Скорее всего, не хотели, чтобы записи стали достоянием общественности", - отметила Сикоева.

Следующее заседание по делу Цкаева назначено на 2 декабря, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" вдова Земфира Цкаева. По ее словам, о замене судьи речи не было. "Видимо, судья выздоровел от коронавируса. Процесс остановился на допросе обвиняемых. 14 ноября их не смогли их допросить из-за отсутствия видеозаписей", - сказала она.

Цкаева рассказала, что они с адвокатом ждут ответов на вопрос, почему пропали записи с камер наблюдения внутри здания Иристонского РОВД. "Мы подали ходатайство, чтобы судья запросил в следственном комитете информацию, почему жесткого диска не был в материалах дела. Вещи убиенного также не были переданы в суд, найти их не могут. Официального ответа пока нет. Из неофициальных источников мне известно, что их ищут в следкоме, но найти не могут", - отметила она.

Блогер и журналист оценили роль общественного резонанса для дела Цкаева 

Резонанс по делу Цкаева сейчас сохранить очень важно, считает осетинский блогер Алик Пухаев. Общественный резонанс – необходимый инструмент повлиять на суд, отметил он. "Дело искусственно затягивается. Поэтому важно разными способами сохранять общественный резонанс по этому делу", - он корреспонденту "Кавказского узла".

Пухаев уверен, что общественное влияние может способствовать тому, что суд вынесет справедливое решение. Оно может "заставить судебную систему прийти в чувство и начать нормальный процесс", - отметил он.

Политический редактор "ОсНовы" Руслан Тотров также считает, что необходимо поддерживать общественный резонанс по делу Цкаева. "Если журналисты, блогеры, общество в республике не били бы во все колокола, постоянно не освещали бы эту историю, из раза в раз не призывали силовиков к ответу, то, возможно, дело спустили бы на тормозах. Даже сейчас, несмотря на тот прессинг, который оказывает наше издание, коллеги, процесс продвигается ни шатко ни валко", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, общественный резонанс может способствовать тому, что дело не развалится и приговоры будут вынесены. "Но я один из тех, кто не верит в справедливое решение, поскольку наблюдаю динамику и вижу, к чему все идет. Как бы нам не хотелось верить в обратное, резонанс только способствует ведению процесса, но решающую роль играть не может», - подчеркнул Торов.

Напомним, в Северной Осетии в закрытом режиме также идет процесс по резонансному делу об убийстве Регины Гагиевой. В преступлении обвиняется ее бывший супруг, ранее работавший в полиции.

Убийство Регины Гагиевой в сентябре 2019 года стало еще одним резонансным делом в Северной Осетии. Обвиняемый - ее бывший муж - ранее был уволен из правоохранительных органов за жестокое избиение своей первой жены, рассказал адвокат Калой Ахильгов. После гибели Гагиевой в республике появилось движение против домашнего насилия "Хотæ", что в переводе с осетинского означает "Сестры". Его участницы наряду с практической помощью жертвам насилия намерены создать институт защиты прав женщин, столкнувшихся с семейным насилием в Северной Осетии. В августе активисты "Хотæ" выступили против решения судьи проводить заседания в закрытом режиме.

Комментировать корреспонденту "Кавказского узла" вопрос о том, существует ли связь между попыткой оставить безнаказанными виновных в резонансном деле Цкаева и делом об убийстве Регины Гагиевой волонтер движения Ася Дзагаурти "Хотæ" отказалась. Ранее одна из основательниц движения Элина Валиева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что связь очевидна - "безнаказанность порождает преступность". Однако уполномоченный по правам человека Северной Осетии Тамерлан Цгоев заявил, что "не стоит искать связь между тем, что силовики до сих пор не наказаны за смерть Владимира Цкаева, и домашним насилием в республике". 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"