Защита отвергла связь главы ячейки "Аум синрикё"* с террористами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководитель ячейки "Аум синрикё"* Михаил Устьянцев, осужденный в Ростове-на-Дону к 15 годам колонии, занимался снабжением продуктами питания верующих, которые практиковали йогу и не совершали преступлений, заявил адвокат. Последователи "Аум синрикё"* не проявляли активности на юге России после ликвидации организации, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", в июне стало известно, что в Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону поступило дело руководителя российской ячейки запрещенной в России судом террористической организации "Аум синрикё"* Михаила Устьянцева, обвиняемого в финансировании терроризма, создании террористического сообщества и религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами. Сегодня суд в Ростове-на-Дону приговорил Устьянцева к 15 годам колонии строгого режима.
По версии следствия, Устьянцев в 2010 году создал и возглавил структурное подразделение террористической организации "Аум синрикё"*, в котором он и его неустановленные сообщники пропагандировали идеи террористической организации, занимались сбором денег с вовлеченных людей, а пропагандируемая ими религиозная доктрина представляла собой систему психологического воздействия. Под ее влиянием рядовые адепты преподносили ему деньги, которые Устьянцев затем передавал японским руководителям организации и тем самым финансировал терроризм. Устьянцев признает, что занимался в секте организационной работой, но отрицает свою вину, сообщил "Кавказскому узлу" адвокат Дмитрий Динзе.
Михаил Устьянцев был признан виновным по статьям о продолжении или возобновлении деятельности террористической организации (часть 1 статьи 205.5 УК России) и создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (часть 2 статьи 239 УК РФ), сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы суда. В прениях прокурор просил назначить Устьянцеву 18 лет лишения свободы, сказал он. В суде указали, что на подачу апелляционной жалобы у Устьянцева есть 10 дней. Отметим, что максимальная санкция по этим статьям пожизненное лишение свободы.
В связи с эпидемией коронавируса в зал, где оглашался приговор, не допустили прессу, а также родных и близких подсудимого. Никто из участников запрещенной в России организации "Аум синрикё"* не присутствовал при вынесении приговора, рассказал сотрудник суда.
По версии следствия, подсудимый в 1994 году в Москве вступил в организацию "Аум синрикё"*. В обвинительном заключении, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что "подсудимый лично поддерживал связь с японскими руководителями Аум, выполнял функции переводчика, вносил денежные средства и собирал их с адептов, выполнял административно-хозяйственные функции по подготовке и проведению собраний адептов, собирал в залах практик денежные средства, определял затраты на нужды организации, давал указания верующим на перевозку через границу денежных средств, обеспечивал проживание и питание участников собраний, конспирацию деятельности".
Следствие полагает, что общая сумма собранных Устьянцевым средств составляет около миллиона рублей. Последний раз Устьянцев собрал деньги в 2018 году в Волгограде, их сумма составила 106 тысяч рублей и 500 юаней (4894 рубля), считают следователи.
"За решетку должны попадать люди, которые убивают, крадут. А я для людей, которые занимаются йогой, готовил продукты, покупал, возил их. Теперь это преступлением считается", - сказал Михаил Устьянцев в последнем слове.
Секта "Аум синрикё"* была основана в 1987 году Тидзуо Мацумото, известным под именем Сёко Асахара. Название секты переводится как "Путь, или учение об истинном Аум". По мнению религиоведов, учение Асахары включает элементы буддизма, йоги, тантризма и других восточных учений. В своих проповедях Асахара предрекал битву добра со злом, близкий конец света, а также гибель всех неверующих в его учение. Во время "богослужений" использовались психотропные вещества, последователи секты должны были отдать ей все свое имущество, а сами поселиться в общине, где поддерживалась жесткая дисциплина. В Японии секте принадлежали несколько ресторанов, торговые и туристические компании, центры йоги, земельные участки. В совокупности состояние организации оценивалось в 24 млн долларов, следует из досье ТАСС. Верховный суд РФ 20 сентября 2016 года признал секту "Аум синрикё" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России.
Защита указала на отсутствие доказательств вины Устьянцева
Адвокат Дмитрий Динзе сказал корреспонденту "Кавказского узла", что не согласен с приговором суда и будет его обжаловать. "Аум синрикё"* в России (после признания ее судом незаконной) являлась не организацией, а объединением, отметил он.
Динзе пояснил, что организацией называются те объединения, которые зарегистрированы. Организация действовала с 1992 года но распалась после того, как суд признал ее незаконной, рассказал он. По словам адвоката, в 1994 году, когда Устьянцев ушел в монахи, он отказался от семьи и от работы. В 1995 году община распалась, и Устьянцев перестал быть монахом, начал работать, но в семью не вернулся, сказал Динзе. После этого "Аум синрикё" работала как "кружок по интересам", который исповедовал религиозную доктрину.
Он отметил, что религиозная доктрина объединения "Аум синрикё"* в России была направлена на самосовершенствование, и к терроризму отношения не имеет. Никто из верующих не совершал преступлений на территории страны, в объединении не вели пропаганду против конституционного строя, рассказал адвокат.
"Устьянцев не являлся лицом, распространяющим религию, не занимался приводом людей в объединение, не занимался чтением лекций. Он был в определенный период администратором [...] Он приезжал на семинары, которые организовывали другие последователи, и там продукты распространял", - сказал Динзе.
Адвокат заявил, что, согласно показаниям потерпевших и свидетелей, бывшие участники "Аум синрикё"* добровольно осуществляли практики йоги и цигун, без принуждения со стороны Устьянцева. "Непонятно, по какой логике следствие признавало их (участников "Аум синрикё"*) потерпевшими. Они все занимались традиционной буддистской практикой — йогой, цигун, медитацией. Например, один говорил, что ему сложно давались практики, другой сидел в позе лотоса и у него ноги затекали. Третий рассказывал, что для того, чтобы отвлечься от потока мыслей, он специальной палочкой бил по ноге и переусердствовал", - отметил Динзе. Он добавил, что никто из потерпевших не выдвигал к Устьянцеву гражданские иски.
Динзе рассказал, что органы предварительного следствия сами собирали все доказательства по делу, и они свидетельствуют о невиновности Устьянцева. "Это, как правило, книги и предметы религиозного культа и показания свидетелей стороны обвинения. Ни в одной книге нет призывов к насилию", - отметил защитник. Он добавил, что ни одного человека не призывали к неподчинению к государству, властям или совершать насилие над гражданами.
По мнению Динзе, волгоградский эпизод с передачей денег Устьянцеву от свидетельницы Саркисян 1 мая 2018 года был провокацией со стороны спецслужб, это было необходимо, чтобы сфабриковать дело и отчитаться о проделанной работе после запрета "Аум синрикё"* в 2016 году.
"Религиозную доктрину ("Аум синрикё"*) в Волгограде по материалам дела исповедовали четыре человека, из них была допрошена только свидетель Саркисян. После того, как объединение признали террористическим, никто больше не исповедовал религиозную доктрину "Аум синрикё"* и никаких собраний не происходило. Люди просто вышли из религиозной доктрины и больше к ней не обращались", - заверил Динзе.
По его словам, правоохранители вышли на Устьянцева, который общался с Саркисян. "Силовики в 2018 году попросили ее передать Устьянцеву деньги, она согласилась. Они передали Саркисян крупную сумму денег, а она вручила ее Устьянцеву. Он взял у нее кошелек и автоматически положил в портфель, так как они давно дружили", - рассказал юрист. По словам Динзе, когда Устьянцев был в квартире, к нему ворвались силовики, и эти деньги стали доказательством того, что тот финансирует деятельность террористической организации.
Активности "Аум синрикё"* на юге России не отмечено
Упоминаний о том, что в прошедшие несколько лет организация "Аум синрикё"* действовала в России, нет, сказал корреспонденту "Кавказского узла" член "Клуба экспертов Нижнего Поволжья", профессор Волгоградского государственного университета Александр Стризое. Однако это не означает, что ячейка секты не развивалась: это вполне допустимо на фоне радикализации мусульман, сказал он, напомнив о том, что недавно силовики предотвратили теракты в Волгограде.
15 октября жители Волгограда заметили скопление силовиков в районе Университетского проспекта. ФСБ заявила о предотвращении серии терактов, которые, по данным спецслужб, планировались в Волгограде членами ячейки "Катиба Таухид валь-Джихад" (Батальон единобожия и джихада)*. Два человека были убиты в перестрелке с силовиками. По данным следствия, оба убитых - граждане Узбекистана. Спецслужбы распространили оперативное видео, где, в частности, демонстрируется карта Волгограда с пометками, которые силовики считают обозначениями мест готовившихся в городе терактов. На карте обведен монумент "Родина-мать зовет".
"Стоит отметить, что информации от спецслужб о деятельности "Аум синрикё"* нет, но исключать этого нельзя [...] Важно понимать, что секта допускала использование терактов и насильственных акций, что чрезвычайно опасно в нынешней ситуации в России", - сказал он.
Стризое отметил, что условиях пандемии населению сложно переносить ограничения и изоляцию, "растет агрессивность и спонтанное проявление насилия". При этом он указал, что на юге России, в частности, в Ростовской и Волгоградской областях, организация не была активна никогда.
"Аум синрикё"* была более-менее активна в России и проводила акции до того, как Сёко Асахара организовал теракт в Токио в 1995 году, после инцидента активность спала, а подавляющее большинство членов секты покинули Россию, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский. Оставшиеся члены "Аум синрикё"* стали жить изолированной религиозной общиной, никак не проявляя себя.
В ноябре 1989 года был убит вместе с женой и ребенком юрист Цуцуми Сакамото, который готовил иск против "Аум синрике"*, в 1995 году суд установил, что убийство было совершено членами секты по указанию ее основателя. В 1994 году семь человек в городе Мацамуто умерли от распыления нервно-паралитического газа зарина. Впоследствии Асахара признал, что хотел этим действием добиться отсрочки суда о мошенничестве членов "Аум синрике"*. В 1995 году был убит нотариус Киёси Кария из Токио, младшая сестра которого пыталась выйти из секты, в том же году члены секты распылили зарин в метро Токио. Руководитель "Аум синрике"* Сёко Асахара по решению суда был казнен 6 июля 2018 года.
"Никаких упоминаний о секте за прошедшие несколько лет не было, помимо того, что "Аум синрикё"* признали незаконной. Когда их запретили, мы пытались что-то разузнать, опрашивали религиоведов. Выяснилось, что община проживала в какой-то глухомани, в лесах, не на юге России", - рассказал он.
"Аум синрикё"* могут "оказаться как мирными верующими", так и "заниматься терроризмом либо мечтать об этом", считает Верховский. Он напомнил, что "Аум синрикё"* продолжает легально и мирно действовать в Японии, куда и направилось большинство последователей: считается, что лидер "пошел по неверному пути", но верующие с ним "не согласны".
* организации признаны террористическими и запрещены в России судом.