Суд смягчил условия домашнего ареста дагестанских Свидетелей Иеговы*

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Верховный суд Дагестана продлил на месяц меру пресечения обвиняемым в экстремизме четверым Свидетелям Иеговы*, разрешив им пользоваться Интернетом. Верующие ознакомлены с материалами дела, оно готовится для передачи в прокуратуру, сообщил следователь.

Как писал "Кавказский узел", Советский районный суд Махачкалы 24 августа прекратил производство по заявлению адвоката Свидетеля Иеговы Арсена Абдуллаева, который потребовал возместить имущественный вред подзащитному за незаконный арест. Защита заявила, что намерена обжаловать решение суда. 25 сентября срок домашнего ареста Абдуллаеву и еще троим обвиненным в экстремизме Свидетелям Иеговы* был продлен на два месяца. Верховный суд Дагестана счел незаконным отказ в компенсации имущественного вреда за незаконный арест Абдуллаеву.

Четверо дагестанских Свидетелей Иеговы* - Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов - находились под стражей с июня 2019 года по обвинению в экстремизме, несмотря на то, что кассационный суд в Пятигорске 4 марта 2020 года признал незаконным принятое в сентябре 2019 года решение продлить им арест на два месяца. Верховный суд Дагестана оставил их под арестом, не согласившись приобщить к материалам дела определение кассационного суда. Только 26 мая Верховный суд республики не удовлетворил просьбу следователей продлить срок содержания под стражей иперевел Свидетелей Иеговы* под домашний арест. По словам защиты, в апреле всем четверым были добавлены новые обвинения в экстремизме, 30 апреля следствие по делу завершилось.

Верховный суд Дагестана рассмотрел 25 ноября ходатайство следователя УФСБ Дагестана о продлении меры пресечения Арсену Абдуллаеву, Антону Дергалеву, Марату Абдулгалимову и Марии Карповой еще на месяц, передает корреспондент "Кавказского узла".

Следователь рассказал суду о проведенных за полтора года следственных действиях. По его словам, был проведен 91 допрос свидетелей, 18 обысков, осмотрены изъятые предметы и документы.

Он отметил, что 16 ноября обвиняемые закончили ознакомление с материалами уголовного дела, а 20 ноября было утверждено обвинительное заключение, которое теперь «подлежит направлению в прокуратуру Дагестана». Прокурор  в течение 10 суток должен рассмотреть дело и принять решение о направлении его в суд, пояснил следователь.

Ходатайство о продлении домашнего ареста Свидетелям Иеговы* он обосновали тем, что все четверо обвиняются в тяжких преступлениях и им грозит реальный срок заключения. По его мнению, оснований для изменения или отмены уже избранной меры пресечения не имеется. «Есть основания полагать, что обвиняемые, находясь на свободе, могут скрыться от предварительного следствия и суда, воздействовать на свидетелей или иным путем воспрепятствовать производству по делу», - сказал следователь. Представитель прокуратуры поддержал это ходатайство.

Защиту на процессе обеспечивали четыре назначенных адвоката, они высказались против ходатайства защиты и попросили изменить меру пресечения обвиняемым на подписку о невыезде. На смягчении меры пресечения также настаивали четверо верующих.

«Следствие не представило доказательств того, что мы готовы скрыться. Для этого должны быть четкие данные, а не предположения. Например, покупка билетов, продажа недвижимости. Ничего этого нет», - сказал в суде Абдуллаев. Он заявил, что не собирается скрываться. «Мы живем по принципам, которые несовместимы с экстремизмом. Мы не испытываем ненависти к кому-либо вообще. Скрыться было бы позорно для нас как верующих. У нас четверых одна цель – доказать нашу невиновность в суде. Для этого мы приложим все свои силы», - отметил Абдуллаев.

Он также опроверг довод, что может повлиять на свидетелей или воспрепятствовать производству по делу. «Следствие завершено, все показания свидетелей запротоколированы, вещественные доказательства хранятся в надежном месте, доступа у нас к ним нет», - пояснил он.

Марат Абдулгалимов отметил, что экстремизм, в котором его обвиняют, связан с насилием, но ему чуждо проявление насилия. «Я живу по принципу - не проявлять насилия к людям», - сказал он.

Полгода домашнего ареста показали, что никто не собирается никуда сбегать, подчеркнул Антон Дергалев. «Я являюсь верующим человеком. В Священном Писании сказано, чтобы все подчинялись властям [...] И я следую этому», - сказал он.

Мария Карпова рассказала, что за время нахождения под домашним арестом не нарушала наложенных на нее ограничений и не пыталась связаться с кем-либо из свидетелей, «тем более, надавить на кого-то». «Библия учит соблюдать государственный закон. Это часть моей веры», - сказала она в суде.

Все четверо ходатайствовали о снятии с них ограничения на пользование интернетом, чтобы они могли получать правовую информацию, а также связываться с адвокатами, которые находятся в разных регионах. Следователь не стал возражать против этого, а прокурор оставил этот вопрос на усмотрение суда.

В итоге суд удовлетворил и ходатайство следователя о продлении домашнего ареста до 27 декабря и разрешил обвиняемым пользоваться интернетом.

Сотни Свидетелей Иеговы* в России, в том числе десятки на юге страны, ощутили на себе последствия решения Верховного суда о запрете их организаций, попав под уголовное преследование. Их обвиняют в попытках продолжать деятельность запрещенной судом организации, тогда как сами верующие считают свои действия реализацией конституционного права исповедовать религию, говорится в справке "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* - экстремисты или жертвы беззакония?".

Последствия судебного решения о запрете 396 организаций Свидетелей Иеговы* в России "Кавказский узел" освещает на странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"