Жители Нагорного Карабаха обеспокоены безопасностью поездок через Лачинский коридор
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Карвачарского района* уже покинули населенные пункты, сообщил сегодня представитель правительства Нагорного Карабаха. После передачи Карвачара Азербайджану Нагорный Карабах окажется в частичной блокаде, дорогу через Лачинский коридор жители считают небезопасной.
Как писал "Кавказский узел", власти Нагорного Карабаха 14 ноября сообщили о пересмотре сроков передачи города Карвачар (азербайджанское название Кельбаджар - прим. "Кавказского узла") азербайджанской стороне. Военные Нагорного Карабаха, по данным на 24 ноября, выведены из Карвачарского района*, исход жителей накануне передачи этих территорий под контроль Баку продолжается, перед отъездом переселенцы поджигают дома, офисы и объекты инфраструктуры.
Какие территории достались Азербайджану после осенней войны, показано на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе.
Все жители Карвачара и прилегающих населенных пунктов покинули свои дома, заявил в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" представитель Информационного центра при правительстве Нагорного Карабаха Самвел Балаян. Власти оказывают помощь в переезде жителям сел Кашатагского района, которые должны отойти Азербайджану. "Люди покидают свои дома. Власти помогают им вывозить вещи, местная администрация выделяет дизтопливо и машины", - рассказал он.
После передачи Карвачара иной альтернативной связи между Нагорным Карабахом и Арменией не останется, добавил представитель карабахских властей. "Сам Бердзор, через который будет проходить коридор в Степанакерт, останется под нашим контролем", - пояснил Балаян.
С 25 ноября дорога на Степанакерт через Карвачар будет закрыта, сообщили "Кавказскому узлу" в МЧС Армении.
Жители Нагорного Карабаха выразили сомнение в безопасности поездок по Лачинскому коридору
56-летний Армен Мовсесян, учитель русского языка и литературы, с женой и сыном живет в квартире свояченицы в Ереване. В Бердзоре у семьи остался дом. "Нам говорят, что мы можем возвращаться в Бердзор, но я считаю, что там небезопасно. А здесь нас не считают беженцами и требуют вернуться, более того, грозят, чт если мы не вернемся, у нас могут отнять дом, за который, кстати, еще и кредит не выплачен. Прямо перед войной отремонтировал", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По обе стороны города на расстоянии в 2-2,5 километра расположились подразделения азербайджанских вооруженных сил, сообщил Мовсесян. И хотя на линии разграничения стоят российские миротворцы, провокации против них Мовсесян не исключает.
"Сейчас в Бердзоре осталось меньше 200 человек, в основном, мужчины. До войны здесь проживало не менее двух тысяч человек. Нереально там жить сегодня, нереально все время жить в страхе. И многие там так считают", - отметил житель Бердзора.
Сын Мовсесяна проходит лечение в Ереване, у него было сквозное ранение в ногу и два осколка, которые посоветовали оставить. "Пока в семье полная неопределенность. Но если кто-то из семьи найдет здесь работу, мы останемся в столице", - заявил мужчина.
На дороге Горис - Степанакерт выставлены многочисленные блокпосты с российскими миротворцами, на каждом из них проверяют документы и вещи. Миротворцы смотрят, нет ли вещей военного назначения, в том числе, военной одежды, рассказала жительница Степанакерта Гаяне Григорян, которая 22 ноября вернулась в Нагорный Карабах.
Автобус сопровождали спасатели и машина с российскими миротворцами, рассказала женщина. "Наш автобус сломался недалеко от Лисагора, мы сильно испугались. С нами ехала женщина с четырьмя детьми, ее муж работает в МЧС. Она позвонила ему, нам выслали навстречу машину со спасателями. Кое-как завели автобус, предупредили миротворцев, чтобы нас не останавливали на блокпостах, так как автобус мог в любой момент вновь заглохнуть", - сообщила она корреспонденту "Кавказского узла"
В ходе поездки женщина видела азербайджанских военных. "На развилке, от которой одна дорога ведет в Шуши (азербайджанское название Шуша), а вторая – в Степанакерт, где-то в метрах семи за металлическим ограждением стояли азербайджанские военные, которые жестами угрожали нам. Для меня это была унизительная поездка", - заявила Григорян.
С закрытием дороги через Карвачар придется ездить по Лачинскому коридору, "но я не представляю, как мы можем ездить в таких условиях", добавила она.
Журналистка издания CivilNet Лика Захарян вернулась в Степанакерт через Карвачар. "Я пока не ездила через лачинскую дорогу, потому что боялась ездить по ней. Когда Карвачар закроют, нам останется только эта дорога. Я считаю, что мы оказались в опасной ситуации. Как человеку, который должен пользоваться этой дорогой, мне не будет спокойно", - заявила она "корреспонденту "Кавказского узла".
Когда карвачарская дорога закроется, Нагорный Карабах окажется в частичной блокаде, и нам останется пользоваться дорогой, которая несравнима с карвачарской в вопросах безопасности и удобства, добавила журналистка. "Сомневаюсь, что мы сможем полноценно использовать Лачинский коридор. Многие возвращаются в свои дома, нам обещали безопасное проживание. Но никто не может на 100% гарантировать безопасность. В любой момент, днем или ночью, можно ожидать провокации, особенно на дороге между блокпостами. Мы обречены жить в постоянном страхе. Даже в Степанакерте я себя не чувствую в безопасности", - отметила Захарян.
По дороге через Карвачар в Степанакерт вернулся и блогер "Кавказского узла" Давид Симонян. Оценить безопасность дорожного сообщения по Лачинскому коридору можно будет после его полноценного использования, считает он. "Существует угроза, что на частной машине можешь не доехать до Степанакерта. Уже, согласно муссирующимся слухам, были случаи исчезновения людей на этой дороге. Для безопасности можно, в частности, передавать данные каждого транспортного средства от одного блокпоста другому. Можно контролировать движение с помощью спутника или беспилотника", - заявил он "Кавказскому узлу".
После объявления перемирия на дороге Горис – Бердзор - Степанакерт азербайджанскими военными были взяты в плен 10 жителей Армении, сообщили офис омбудсмена и Минобороны Армении. Азербайджанские власти не комментируют эти обвинения.
Полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе продолжались с 27 сентября по 10 ноября. Подробнее о новом обострении карабахского конфликта можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война?"
* Уточнение "Кавказского узла" от 13.46 мск 26 ноября: армянское название Кельбаджара - Карвачар. В соответствии с административно-территориальным делением непризнанной Нагорно-Карабахской республики, Карвачар является административным центром Шаумяновского района, включающего территории Шаумяновского, Кельбаджарского и Ханларского районов Азербайджана.