Защита Иритова указала на противоречия в материалах дела
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Экспертиза высказываний, звучавших во время конфликта силовиков с главой общественной организации "Вольный аул" Аслана Иритова, была поручена специалисту, который не владеет кабардинским языком, а временная нетрудоспособность потерпевшего Губашиева не подтверждается служебными документами, заявил адвокат обвиняемого.
Как писал "Кавказский узел", суд рассматривает уголовное дело Аслана Иритова, обвиняемого в избиении полицейских 31 октября 2017 года. В марте суд назначил повторную лингвистическую экспертизу, чтобы определить, носили ли произнесенные Иритовым на кабардинском языке выражения во дворе его дома оскорбительный характер. Пункты выводов эксперта противоречат друг другу, указал адвокат, поставив под сомнение его квалификацию.
31 октября 2017 года, когда члены организации "Вольный аул" собирались провести митинг, во двор к Иритову явились силовики с письменным предупреждением о недопустимости несанкционированных акций. По версии обвинения, инвалид Иритов, у которого нет кистей обеих рук, разбил губу заместителю начальника Центра "Э" Хамидби Губашиеву. Потерпевшим по делу был также признан начальник угрозыска МВД по Кабардино-Балкарии Заур Крымуков, которого, как утверждает следствие, Иритов публично оскорбил. Иритов добивается уголовного преследования силовиков, которые, по его словам, применили силу к нему и членам его семьи. 18 июня Верховный суд Кабардино-Балкарии прекратил производство по жалобе Иритова.
На заседании в Нальчикском городском суде 16 ноября адвокат руководителя общественной организации "Вольный аул" Аслана Иритова Султан Тельхигов потребовал признать ряд материалов уголовного дела недопустимыми доказательствами.
Тельхигов заявил ходатайство о признании недопустимым доказательством заключения психолого-лингвистической экспертизы, которая была проведена в Центре лингвистической экспертизы «Лига» экспертом Будаевой Л.А. Эта экспертиза была назначена по ходатайству стороны обвинения, уточнил адвокат.
"Судом был поставлен на обсуждение вопрос проведения лингвистической экспертизы, и именно в рамках обсуждения назначения лингвистической экспертизы стороной защиты были представлены дополнительные вопросы эксперту. Однако в ходе обсуждения не упоминалось о проведении комплексной психолого-лингвистической экспертизы. Соответственно, стороной защиты не были представлены дополнительные вопросы для эксперта-психолога, поскольку это не было предметом обсуждения в судебном заседании", - объяснил адвокат, представляя ходатайство.
По словам адвоката, назначение комплексной психолого-лингвистической экспертизы нарушило право Иритова ходатайствовать о внесении дополнительных вопросов эксперту, предусмотренное статьей 198 Уголовно-процессуального кодекса.
При назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель вправе (...) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту, говорится в статье 198 УПК России.
Адвокат также указал, что специалист, которому было поручено проведение экспертизы, не владеет кабардинским языком, а некоторые высказывания, которые исследовались в рамках экспертизы, произносились именно на кабардинском языке.
Эксперт, допрошенная в зале суда, пояснила, что пользовалась переводом, сделанным ее коллегой. При этом коллега эксперта не давала расписку о том, что предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложный перевод - в материалах дела такого документа нет, отметил адвокат Тельхигов.
С учетом всех изъянов экспертизы заключение эксперта следует признать недопустимым доказательством, подчеркнул защитник.
Второе ходатайство адвоката касалось постановления о привлечении Аслана Иритова в качестве обвиняемого от 6 марта 2018 года. По мнению защитника, это постановление было вынесено с нарушением норм УПК и также не может быть допустимым доказательством по делу.
Адвокат также ходатайствовал об истребовании из филиала банка ВТБ заверенных копий расчетных листов и платежных поручений за ноябрь-декабрь 2017 года на имя потерпевшего Губашиева. Таким образом защита пытается выяснить обстоятельства временной нетрудоспособности потерпевшего, объяснил Тельхигов. Ранее полученные ответы из Фонда социального страхования, медико-санитарной части и Центра финансового обеспечения МВД КБР содержат, по мнению адвоката, существенные противоречия, которые необходимо устранить.
Так, Фонд социального страхования в ответ на вопрос адвоката от 29.12.2019 года сообщил, что сведения о выплатах Губашиеву пособия по временной нетрудоспособности отсутствуют. Сторона обвинения возразила, что сотрудникам МВД выплаты по временной нетрудоспособности черед ФСС не проводятся. Из Центра финансового обеспечения пришел ответ, что денежное довольствие в указанное время Губашиеву было выплачено полностью, но, по словам адвоката, никаких документов к ответу не было приложено. Из медсанчасти пришел ответ, что медицинская карта потерпевшего была утеряна, вместо оригинала карты в суд прислали копию.
Гособвинитель попросил время, чтобы сформулировать свою позицию по заявленным ходатайствам. Следующее заседание назначено на 26 ноября.
Аслан Иритов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что продолжает заниматься общественной деятельностью. По словам активиста, он сталкивается с порочащими публикациями - анонимные источники в соцсетях публикуют о нем сведения, которые не соответствуют действительности.
В связи с одной из таких публикаций Иритов, по его словам, обратился в правоохранительные органы. Он просит найти автора публикации и привлечь его к ответственности. "В настоящее время идет проверка по моему заявлению", - отметил Иритов.
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Преследование активистов".