Суд встал на сторону ингушских активистов в споре с Минюстом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд в Магасе удовлетворил иск ингушского Комитета содействия поиску заложников и без вести пропавших и дал возможность обжаловать решение о ликвидации организации. Закрыть организацию потребовал Минюст после того, как не получил отчеты за прошлые годы.

Как сообщал "Кавказский узел", общественные организации и правоохранительные органы в Ингушетии при содействии властей проводили поиски и идентификацию останков тел жителей Пригородного района Северной Осетии, погибших в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года, сообщал в 2010 году председатель Комитета Республики Ингушетия по содействию поиску заложников и без вести пропавших Аюп Цуров. По его словам, Комитет работал в тесном сотрудничестве с Генеральной прокуратурой России, республиканской прокуратурой и другими следственными органами, а также бывшим главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым.

С 30 октября по 6 ноября 1992 года в Северной Осетии на территории Пригородного района и части города Владикавказа в результате обострения межнациональных отношений между осетинами и ингушами, как проживающими в Осетии, так и жителями Ингушетии, произошел вооруженный конфликт. Конфликт быстро перерос в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением власти, убийствами, захватом заложников и другими насильственными действиями. В связи с боевыми действиями и массовыми беспорядками во время конфликта, по данным Генпрокуратуры России, пострадало более 8000 человек, из них погибли 618 человек, ранены 939 человек, говорится в подготовленном "Кавказским узлом" справочном материале "Осетино-ингушский конфликт 1992 года".

Работе комитета, по его информации, также активно помогает "Миротворческая миссия имени генерала Лебедя", в частности, руководитель ингушского отделения этой организации, член общественного совета при полномочном представителе президента России в СКФО, бывший руководитель комитета Елизавета Баркинхоева.

На заседании 29 октября в Магасском райсуде судья удовлетворил иск Комитета содействия поиску заложников и без вести пропавших о переносе срока обжалования решения о ликвидации организации, сообщил руководитель НКО Аюп Цуров. По его словам, решение о ликвидации Комитета суд вынес еще в июне.

"Судья  (29 октября) удовлетворил наш иск о переносе срока обжалования, так как решение (о ликвидации Комитета) было вынесено 7 июня, а я узнал об этом 29 сентября и обжаловать не успел. И то узнал об этом из СМИ. Теперь можно будет обжаловать ликвидацию (организации), возможно, в течение месяца или двух недель", – пояснил Цуров.

Формальной причиной ликвидации Комитета стало отсутствие отчетов, добавил глава организации. "Мы не подали отчеты за предыдущие годы – 2017 и 2018 – и не представили сведения об иностранной помощи, хотя мы ее и не получали. Накладка в том, что организация выиграла тендер на обслуживание кладбища, и мы подавали в налоговую (инспекцию) отчеты, а вот тот момент, что в Минюст надо подавать еще, мы упустили. Инициатором иска и был Минюст", – рассказал Цуров.

Сотрудники организации проводят работу по нахождению пропавших в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года, сообщил Цуров. "Мы занимаемся сбором материала на местах незаконных захоронений. Мы их считаем таковыми, так как эти люди, скорее всего, были взяты в заложники", – отметил он.

Комитет провел работу по установлению личностей пропавших, используя ДНК-тесты. "Мы установили судьбу девяти человек, проводили эксгумацию на мемориальном кладбище "Гlоазот кашмаш" в Назрани, нам в этом помогла лаборатория Ростова-на-Дону, и Юнус-Бек  Евкуров принимал непосредственное участие в этом. "Первая лаборатория" в Москве также, она помогала в ДНК тестах – судьбу 11 человек установили", – сообщил Цуров, добавив, что на "Западном кладбище" имеется восемь трупов, "но эксгумацию не проводят".

"Придумывают отговорки, поэтому пока не представляется возможным провести генетическую экспертизу по этим останкам", – рассказал он. 

Он отметил, что при составлении генетических паспортов активисты брали у всех родственников образцы ДНК, когда проводили эксгумацию, остальных внесли в общероссийскую базу данных. "Если на территории России обнаружат останки, то можно будет пробить по этой базе, является ли он без вести пропавшим. Там все данные ДНК в генетическом паспорте", – уточнил Цуров.

Он указал, что Комитет также проводит ежегодные траурные мероприятия. "Мы проводим на кладбище каждый год мероприятия – Международный день памяти без вести пропавших,  траурные мероприятия  30 октября,  сотрудничаем с другими организациями, как например  "Миротворческая миссия генерала Лебедя", во встречах участвуем с коллегами из других регионов и организаций", – пояснил Цуров.

Отметим, что в Ингушетии по решению суда за последнее время было ликвидировано несколько общественных организаций. Так, по иску республиканского Минюста был ликвидирован Совет тейпов ингушского народа за вмешательство в деятельность властей и обнародование гостайны, в августе апелляционный суд подтвердил это решение.  14 июля Верховный суд Ингушетии поддержал иск прокуратуры о запрете работы "Ингушского комитета народного единства" (ИКНЕ), в котором состоят лидеры прошлогоднего протеста против соглашения о границе с Чечней.

В сентябре 2019 года Верховный суд Ингушетии удовлетворил иск республиканского Минюста о ликвидации муфтията после того, как муфтият постановил отрешить Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины, объяснив это притеснением работников Духовного центра мусульман и имамов. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"