Аналитики в Баку раскритиковали расследование о наемниках в Нагорном Карабахе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджан не стал бы привлекать наемников из числа религиозных радикалов, которые сражаются против Ирана и шиитов, считает Азад Исазаде. Кроме того, по его словам, необходимости в привлечении наемников нет, так как азербайджанская армия имеет достаточные ресурсы в живой силе. Обвинения в привлечении наемников так до сих пор не доказаны, заявил Тельман Абилов.
Что происходит в зоне конфликта - "Карабах: худой мир или война?"
Как писал "Кавказский узел", независимая расследовательская группа Conflict Intelligence Team 21 октября опубликовала результаты собственного расследования о сирийский наемниках, участвующих в карабахском конфликте, под названием «Сирийские наемники в Нагорном Карабахе: кто они, что там делают и где были замечены». Выводы группы представляют собой анализ публикаций в различных СМИ, Интернете, а также высказывания независимых экспертов по сирийскому конфликту. CIT также проанализировала несколько опубликованных в Сети видео, на которых «слышна арабская речь, хотя сами бойцы одеты в форму Государственной пограничной службы Азербайджана без знаков различия и бронежилеты в другом камуфляже, используемые сухопутными войсками страны», отмечается в материале.
В начале октября Азербайджан и Армения обменялись обвинениями в использовании боевиков с Ближнего Востока. По данным "Новой газеты", Турция вербует в Сирии наемников для участия в карабахском конфликте на стороне Азербайджана, одновременно в зону боевых действий едут этнические армяне из Сирии и Ливана. Франция и США также обнародовали данные о переброске боевиков из Сирии в зону карабахского конфликта транзитом через Турцию, о сотнях сирийских боевиков, связанных с Турцией написала газета The Wall Street Journal со ссылкой на двух сирийцев, участвовавших в переброске боевиков. Власти Турции заверили, что не участвуют в боях в зоне конфликта.
Расследование группы Conflict Intelligence Team, утверждающей об участии сирийских наемников в войне в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана - не более чем красиво подобранная компиляция утверждений из различных источников, которые не основаны на реальных фактах, считает военный эксперт, бывший сотрудник информационно-аналитического управления Минобороны Азербайджана Азад Исазаде.
«Люди и структуры, утверждающие об участии сирийских наемников на стороне Азербайджана, обнаруживают абсолютную некомпетентность в понимании конфликтов в Сирии и Карабахе. Утверждается, что за Азербайджан воюют религиозные радикалы, сражавшиеся в Сирии против проиранских сил, защищающих правительство Башара Асада. Однако известно, что эти группы исповедуют радикальные течения салафизма. В Сирии война имеет религиозную подоплеку и является войной между радикальными салафитами и шиитами. В этом смысле возникает серьезный вопрос: стали бы эти группы сражаться на стороне Азербайджана, большинство населения которого - мусульмане-шииты», - сказал Исазаде 24 октября корреспонденту "Кавказского узла".
Тем более, по его мнению, неправдоподобным выглядит информацию о размещении этих "наемников" на границе с Ираном, тем более, что, как утверждается, они одеты "в форму Государственной пограничной службы Азербайджана без знаков различия". «Стал бы Азербайджан размещать на границе с Ираном представителей антииранских и антишиитских сил, создавая себе в столько чувствительный момент проблемы с Тегераном? Конечно же нет», - заявил Исазаде.
При этом он подчеркнул, что Государственная пограничная служба Азербайджана хорошо оснащена, боеспособна, многочисленна и в состоянии сама охранять границы страны. «Госпогранслужба Азербайджана обладает потенциалом решать армейские задачи, и в такой ситуации ей не нужны дополнительные силы. Азербайджанские пограничники уже два года защищают границу Азербайджана с Арменией на северном ее участке в Газахском и Агстафинском районах, выполняя фактически армейские функции», - сказал Исазаде.
По словам эксперта, в самой армии также нет проблем с личным составом. В качестве доказательства своих слов он отметил заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о численности армии в 100 тысяч солдат. «Допустим, сирийские наемники могли быть нужны Азербайджану с учетом их боевого опыта. Однако эти бойцы имеют опыт сражений в пустынной местности и городах. Но в Нагорном Карабахе совсем другая местность – тут горы, леса. В Сирии идет война совершенно с другими военно-техническими возможностями и средствами. Часто боевикам противостоят такого же уровня оснащенности отряды – их транспортом часто являются пикапы. В Нагорном Карабахе же противостоят друг другу хорошо организованные регулярные армии. Азербайджан фактически ведет войну дистанционно, высокотехнологичным и высокоточным оружием, уничтожая технику и позицию противника удаленно. Уже разгромив после сокрушительных воздушных (БПЛА) и артиллерийских ударов основные силы противника, азербайджанская армия пускает вперед пехоту. В такой бесконтактной, по сути, войне необходимость в каких-то сирийских наемниках отпадает», - сказал Исазаде.
По его словам, Азербайджан не стал бы привлекать наемников из Сирии также из-за проблем, которые они могут создавать государству после войны. Он напомнил, что есть международный опыт, когда массовое привлечение наемников потом порождало большие проблемы для приглашающих. «В свою время в Чечню прибыли сражаться на почве религиозной солидарности радикальные группы из арабских стран, и это усугубило конфликт. Аналогичная интернационализация на религиозной почве произошла и в ходе войны в Боснии. Потом это поставило правительство в трудное положение. С одной стороны, эти люди сделали многое для защиты боснийцев. С другой стороны – они были членами террористических групп и разыскивались во многих странах», - сказал Исазаде.
Он также отметил, что власти Азербайджана ведут борьбу с теми, кто отправился воевать на стороне незаконных вооруженных формирований в Сирии или Ираке. «В Азербайджане изначально был взят курс на то, чтобы была единая централизованная армия без всяких добровольческих или иных военизированных структур, и тем более действующих под религиозными лозунгами. В начале нулевых годов были группы, которые хотели, самостоятельно вооружившись, вести партизанскую войну в Нагорном Карабахе. Они получили название «карабахские партизаны». Все эти лица были задержаны и осуждены за создание незаконных вооруженных формирований. Да и к тем, кто воевал в последние годы в Сирии, были большие вопросы. Около 100 человек, сражавшихся в составе незаконных формирований в Сирии, Ираке на стороне как проиранских, так и радикальных салафитских групп, были арестованы и осуждены. То есть власти Азербайджана ведут решительную борьбу с подобными группами, пресекая религиозный радикализм, откуда бы это не исходил. И в такое случае они не стали бы привлекать подобные элементы для войны в Нагорном Карабахе. Такие группы скорее будут мешать своей недисциплинированностью и самодеятельностью, чем помогать», - заключил Исазаде.
Доказательств привлечения наемников Азербайджаном нет
Глава НПО «Военные юристы» Тельман Абилов также считает фейком утверждения о привлечении Азербайджаном наемников из Сирии.
«Все утверждения, расследования базируются на высказываниях неких сирийцев, тиражируемых некоторыми СМИ. Многие медиа просто использует в качестве источника другое СМИ, не перепроверяя его утверждения. В конечном итоге получается, что первоисточник один и весьма сомнительный, а все остальные фактически повторяют его. Что касается неких «фото- и видеодоказательств», то современные достижения в области мультимедиа позволяют приложить необходимые голоса и звуки к любому видео. Подделывать можно даже геолокацию», - сказал Абилов корреспонденту «Кавказского узла».
Он усомнился в компетентности и серьезности специалистов из Conflict Intelligence Team. «Насколько я знаю, расследования там пишут «специалисты» на уровне блогеров. Компетентность и достоверность их выводов вызывает большие сомнения. При этом, до сих пор никакого реального доказательства физического присутствия сирийских наемников в Азербайджане нет. Ни одного пленного, ни одного трупа. Президент Франции также выступал в адрес Азербайджана с голословными обвинениями. Тогда Ильхам Алиев призвал Макрона представитель конкретные доказательства участия сирийцев в войне в Нагорном Карабахе не стороне Азербайджана, но никто ничего не представил. Неужели если был такие наемники были бы в Азербайджане, французские спецслужбы не смогли бы представить реальных доказательств?» - задается вопросом Абилов.
Он обратил внимание на то, что с первого дня войны назывались и другие страны в качестве "источников поставок наемников". «Кого-то только не называли. То сирийцев, то чеченцев, то афганцев и так далее. И до сих пор никто не представил не единого достоверного доказательства», - сказал Абилов.
2 октября в Instagram-паблике "ЧП Грозный_95" было опубликовано видео с аннотацией "Чеченцы уже там! #карабах", указывающей на участие чеченцев в боях в зоне карабахского конфликта. Дата съемки и эфира не указана. Часть пользователей считает видео подлинным. Другие заявили, что это фейк, а видео сделано на съемках фильма в Крыму, на что указывает, в частности, попавший в кадр мост. Видеоряд ролика об отправке чеченцев в Нагорный Карабах не содержит явных указаний на место съемки, хотя военные машины на видео характерны для Ближнего Востока, указали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. По мнению опрошенных "Кавказских узлов" аналитиков, власти Чечни не будут без санкций федерального центра помогать Азербайджану в Нагорном Карабахе.
По данным сторон, в Нагорном Карабахе с начала боев погибли 37 и получили ранения 118 мирных жителей, а в Азербайджане погибли 65 и ранены 298 мирных жителей, говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?".
Сводки боев в зоне карабахского конфликта, а также информацию о боевых потерях и жертвах среди мирного населения "Кавказский узел" собирает в обновляемой хронике "Карабах: хроника войны-2020". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещены справки "Общие сведения о Нагорном Карабахе" и "Кто же все-таки признал Карабах?"