Юристы сочли минимальными шансы журналиста Бадмаева на компенсацию от МВД
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Административное преследование журналиста Валерия Бадмаева после митинга в Элисте не является основанием для компенсации причиненного ему морального вреда после прекращения дела в суде, считает юрист Алексей Глухов. Такую компенсацию можно получить после административного наказания, например штрафа, отметил правозащитник Семен Атеев.
Как писал "Кавказский узел", 27 февраля Верховный суд Калмыкии подтвердил решение Элистинского горсуда, который прекратил дело в отношении активиста Валерия Бадмаева об организации несогласованного митинга 27 октября 2019 года в Элисте. После чего Бадмаев обратился в суд иском к МВД о компенсации морального вреда за неправомерное административное преследование, однако 15 октября Верховный суд Калмыкии подтвердил отказ Элистинского горсуда в удовлетворении иска.
27 октября 2019 года в Элисте прошел митинг. Активисты пытались согласовать его, но получили двусмысленный ответ, поэтому подали в суд. Элистинский горсуд удовлетворил иск и признал ответ мэрии незаконным, однако Верховный суд Калмыкии за день до митинга вынес противоположное решение. Активисты настаивают на том, что митинг был согласован с властями, так как в ответе мэрии не было прямого отказа в согласовании, тем не менее, ряд участников акции был оштрафован. Кассационный суд в Краснодаре 20 февраля отменил решение Верховного суда Калмыкии, на основании которого были оштрафованы участники митинга 27 октября.
Главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев пока не определился, будет ли он обжаловать решение Верховного суда Калмыкии, отказавшего в возмещении морального ущерба за неправомерное административное преследование в кассационной инстанции.
"Я еще не получил на руки решение. Насчет кассационной жалобы буду консультироваться с [юристом] Семеном Атеевым", - заявил Бадмаев корреспонденту "Кавказского узла".
Бадмаев добавил, что штраф за участие в митинге 27 октября 2019 года был отменен кассационным судом в Краснодаре только Семену Атееву. "Аркадий Горяев и Николай Тавлеев до сих пор не получили ответы из кассационной инстанции. Некоторые (участники митинга) не захотели обжаловать (штраф). Иски о компенсации морального вреда никто из активистов не подавал", - рассказал Бадмаев.
Правозащитник Семен Атеев 19 октября подал в управление МВД по Элисте заявление с требованием вернуть оплаченный ранее штраф за участие в митинге 27 октября 2019 года, так как суд прекратил административное дело против него.
12 декабря 2019 года Элистинский горсуд оштрафовал Семена Атеева на 10 тысяч рублей за участие в митинге против назначения врио мэра Элисты Дмитрия Трапезникова, 21 января Верховный суд Калмыкии подтвердил решение суда первой инстанции.
"После того как кассационный суд отменил решения Элистинского горсуда и Верховного суда Калмыкии, я подал в Элистинский городской суд требование прекратить дело в отношении меня по митингу 27 октября (2019 года). Горсуд дело прекратил, 17 октября это решение вступило в силу", - сообщил Атеев корреспонденту "Кавказского узла".
Правозащитник также намерен потребовать от МВД возместить ему моральный вред за неправомерное привлечение к административной ответственности. При этом свои шансы выиграть дело он оценивает выше, чем шансы Бадмаева.
"Я еще не знаком с решением суда по делу Бадмаева, поэтому пока не знаю, будем ли мы обращаться в кассационную инстанцию. Но его, в отличие от меня, не привлекли к административной ответственности. Так что шансы у меня, естественно, выше. Моральный вред мне обязательно возместят, суд я выиграю – сто процентов. Какая будет сумма, трудно сказать, но недавно Верховный суд России порекомендовал нижестоящим инстанциям выносить в таких ситуациях более адекватные решения. В судебной практике были истории, когда даже в случае гибели людей суды компенсировали пять-десять тысяч рублей", – заявил Атеев корреспонденту "Кавказского узла".
Активист "Съезда ойрат-калмыцкого народа" Аркадий Горяев подтвердил "Кавказскому узлу", что еще не получил ответ из кассационного суда. "Жалобу я отправил 24 мая – ответа до сих пор нет. За участие в митинге 27 октября (2019 года) меня оштрафовали на 10 тысяч рублей", – сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее активист Аркадий Горяев заявлял о намерении добиваться отмены решения суда о штрафе в 10 тысяч рублей за участие в митинге. "Обязательно буду подавать моральный ущерб", - добавлял активист.
Бадмаев может рассчитывать только на возмещение материального вреда
Шансы Бадмаева выиграть дело в кассационном суде минимальны, считает глава юридической службы "Апология протеста" Алексей Глухов.
"Я читал исковое заявление [Бадмаева] и не нашел там сведений, что он был ограничен в правах – кроме самого обвинения. Поэтому шансы на удовлетворение иска весьма минимальные. Более того, данное дело, скорее всего, не будет иметь какой-либо успех в Европейском суде по правам человека», - пояснил Глухов корреспонденту «Кавказского узла».
По словам Валерия Бадмаева, отказывая ему в возмещении морального вреда, и МВД, и судьи ссылались на постановление Конституционного суда России. "В документе черным по белому написано: если меня привлекли к административной ответственности, то я потом не могу требовать компенсацию морального вреда, если не было ни ареста, ни насильственных действий против меня. То есть то, что меня "просто" незаконно привлекали, это не наносит морального вреда, по их мнению", - добавил журналист.
Юрист уточнил, что требовать от МВД компенсации морального вреда можно было бы, если бы Бадмаева принудительно доставили в отдел перед акцией или "непосредственно после акции".
"Сам по себе факт, что вы стали процессуальной стороной по делу – ходите в суд, защищаетесь – не порождает у вас морального вреда. Если человека не задерживали, не доставляли в отдел, он не был лишен свободы передвижения, а только ходил в суды, то в этом случае он может рассчитывать только на компенсацию материального ущерба. А именно – расходов на юриста, поездок в суд, если они подтверждены документально", - констатировал Глухов.