Подробности голосования на избирательных участках для чеченских беженцев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Утром 23 марта 2003 года на территории Республики Ингушетия открылись два избирательных участка для чеченских беженцев, на которых они могли выразить свое отношение к референдуму по Конституции Чеченской Республики. По официальным данным в голосовании были готовы принять участие около 3.500 вынужденных переселенцев из Чечни.

Руководители чеченских неправительственных организаций, вместе с представителями Международной Хельсинской Федерации (МХФ) решили провести мониторинг на участках для голосования, которые располагались на территории палаточного городка "Барт" в г. Карабулак. В мониторинге принимали участие исполнительный директор МХФ Арон Роудс, представители МХФ Ульрих Фишер и Владимир Вайсман, а также руководитель РОД "ЧКНС" Руслан Бадалов, председатель политической коалиции "Народное единство" Лема Шахмурзаев, координатор Московской Хельсинской Группы, председатель регионального отделения Общества российско-чеченской дружбы Имран Эжеев, сотрудники ПЦ "Мемориал" и т.д.

По словам правозащитников, на обоих участках для голосования происходили массовые нарушения и фальсификации. Голосовать мог кто угодно и сколько угодно. Никакого контроля на избирательных участках фактически не было. Одни и те же люди голосовали по несколько раз, и на обоих участках. По мнению людей, осуществлявших мониторинг, в голосовании приняли участие чуть больше 2 тысяч человек (с учетом голосовавших по 2 и 3 раза). Вечером СМИ России распространили информацию о том, что 5.500 чеченских беженцев приняли участие в референдуме по Конституции Республики. Эти цифры, по единодушному мнению правозащитников, завышены как минимум в 2 раза.

Около 17 часов вечера возле одного из избирательных участков произошел небольшой инцидент. Проводившие мониторинг Айрон Роудс, Ульрих Фишер, Владимир Вайсман, Лема Шахмурзаев, Имран Эжеев и Руслан Бадалов, направились в здание на территории ПВР "Промжилбаза", где располагался один из участков для голосования. Бадалова остановили журналисты ТВС и попросили его ответить на несколько вопросов. Журналистов интересовало мнение правозащитника по поводу голосования беженцев.
 
В этот момент к ним подошел зам. министра внутренних дел по Чеченской Республике полковник Хизир Тепсаев и в грубой, ультимативной форме потребовал от журналистов прекратить съемку. Высокопоставленный сотрудник милиции заявил, что журналисты ТВС (Азамат Такаев и оператор) не имеют права проводить съемку рядом с избирательным участком, и потребовал у них предъявить аккредитацию, хотя российским журналистам нет необходимости иметь подобный документ на территории одного из субъектов Российской Федерации. Возражения журналистов ТВС и Бадалова по поводу незаконности его требований привели российского милиционера в ярость.

Но тут появился представитель прокуратуры Республики Ингушетия Нальгиев, который, даже не разобравшись в ситуации, вначале потребовал всех "убираться и не мешать", а затем неожиданно стал угрожать Бадалову и журналистам задержанием и заключением под стражу. После разговора с Бадаловым высокий чин из прокуратуры Ингушетии сменил гнев на милость и попросил всех разойтись подальше от избирательного участка.