Референдум в Чечне: бутафория нормализации конфликта

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

По мнению западных экспертов, в нынешних условиях в Чечне невозможно провести серьезное обсуждение важных вопросов, предлагаемых на референдуме 23 марта.

Для обсуждения гражданам республики предлагается новый вариант конституции и закона о выборах. Осенью этого года в Чечне должны пройти парламентские и президентские выборы. На первый взгляд, Москва пошла навстречу требованиям мирового сообщества о необходимости политического решения конфликта.

Однако это "политическое решение" о проведении референдума выработано Москвой в соответствии со "своими" правилами "игры" и - в рамках российской государственности. Дело в том, что новая конституция разработана главой чеченской администрации Ахмадом Кадыровым (который является ставленником Москвы) совместно с представителями российского министерства юстиции. И проект конституции отражает позицию российского руководства. Уже в первой статье разработанного проекта основного закона стоит: территория Чеченской республики является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.

Цель ? создать впечатление

Международные наблюдатели, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выступили с критикой по поводу запланированного референдума. По их мнению, в нынешних условиях в Чечне невозможно провести серьезное обсуждение таких важных вопросов. В этой связи они указывают на продолжающиеся бои между чеченскими боевиками и российскими войсками, злоупотребление властью в отношении гражданского населения и значительное присутствие российских вооруженных сил на территории этой кавказской республики.

Эксперт по кавказскому региону, представитель немецкого Фонда науки и политики в Берлине Уве Хальбах (Uwe Halbach) считает поэтому, что проводимый референдум не сможет стать истинным волеизъявлением чеченского народа. Как он указал в интервью DW-WORLD, обсуждение будет проходить "под стволами орудий" российских войск. По его мнению, проводимый референдум является "бутафорией" и представляет собой лишь часть политики Кремля, цель которой ? создать впечатление нормализации обстановки.

Чеченскую проблему в ближайшее время не решить

Как считает Хальбах, о серьезном "политическом решении" не может быть и речи. Более того: решение чеченской проблемы в ближайшем будущем не представляется возможным. Прежде всего, необходимо выработать стратегию по прекращению войны. Замораживание конфликта, по мнению берлинского политолога, было бы решающим шагом в направлении подлинной нормализации ситуации. А это возможно только в случае, если российское руководство сядет со своими противниками за стол переговоров. Однако Владимир Путин к переговорам с избранным в 1997 году чеченским руководством не готов. Тем более что начиная с 1999 года политической карьере российского президента способствовала, помимо всего прочего, именно его жесткая позиция в отношении Чечни.

Но даже если конфликт в Чечне перейдет, подобно ряду других конфликтов на Кавказе (например, в Абхазии и Южной Осетии), в разряд невоенных, чеченская проблема, по мнению Уве Хальбаха, решена не будет. Учитывая развитие и ход российско-чеченского конфликта на протяжении последнего десятилетия, трудно представить себе, что Чечня мирным путем и на продолжительное время может быть реинтегрирована в состав Российской Федерации. С другой стороны, обеспечение независимости Чечни от России представляется политологу маловероятным.

Так или иначе, до полной "нормализации" ситуации в Чечне надо пройти еще долгий путь - совершенно независимо от итогов референдума 23 марта.

Опубликовано 23 марта 2003 года

источник: Радио "Немецкая волна"