Рудольф Биндиг о референдуме в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В необходимости проведения референдума никто не сомневался. Однако время для его проведения было выбрано неправильно, считает глава группы немецких депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы Рудольф Биндиг.
"До разрешения чеченского конфликта ещё очень далеко, и конфликт этот будет продолжаться ещё многие годы", - считает депутат германского бундестага, глава немецкой делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Рудольф Биндиг (Rudolf Bindig). Таким образом он отреагировал на объявленные сегодня результаты прошедшего в Чечне референдума, согласно которым подавляющее большинство жителей республики высказалось за принятие новой конституции. Официальные российские власти заявляют об успехе проводившейся в последние месяцы политики на Северном Кавказе. Президент Путин даже заявил в этой связи, что закрыта проблема, связанная с целостностью Российской Федерации.
По мнению западных экспертов, в нынешних условиях обеспечить в Чечне честное и открытое голосование было невозможно. Так что неудивительно, почему почти все они открыто выразили сомнение как в весьма высокой явке избирателей в опустевшей в результате войн республике, так и в одобрении подавляющим большинством избирателей проекта новой конституции.
Запад активно выступает за урегулирование чеченского конфликта политическими средствами. В необходимости проведения референдума никто не сомневался. Однако время для его проведения было выбрано неправильно, считает член германского бундестага, глава группы немецких депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы Рудольф Биндиг:
- Парламентская ассамблея Совета Европы, также как и Парламентская ассамблея ОБСЕ приняли решение не отправлять для наблюдения за ходом голосования на референдуме своих официальных представителей. Обе организации посчитали, что нет оснований полагать, что референдум будет проводиться честно. Поскольку, например, людям фактически не была предоставлена возможность обсудить проект новой конституции. Кроме того, нельзя проводить голосования в условиях, когда ситуация в регионе не является безопасной. Очень активно велась пропаганда. Людям внушали, что им предстоит сделать выбор между участием в референдуме или продолжением войны. Т.е. условия, которые были созданы для народного волеизъявления, можно назвать очень сомнительными.
Можно ли предположить, что нынешний референдум, как это утверждают представители российского руководства, окажет положительное воздействие на политическое урегулирование чеченского конфликта?
- Конечно, если вследствие голосования начнётся процесс политического урегулирования и появятся свидетельства нормализации ситуации, то это будет иметь позитивное влияние на развитие ситуации в Чечне. Однако нам в это верится с трудом. Нам кажется, что конфликт, к сожалению, будет продолжаться. По последним сведениям, ситуация с правами человека продолжает оставаться крайне напряжённой. Более того, ситуация в этой области в последние дни даже ухудшилась.
Очень многие наблюдатели сегодня сходятся во мнении, что итоги голосования стали результатом манипуляции. Но, тем не менее, многие наверняка проголосовали за проект новой конституции. Означает ли это, что сепаратисты под руководством президента Ичкерии Масхадова сегодня не пользуются столь широкой поддержкой, как прежде?
- Мне так не кажется. По моему мнению, чеченские вооружённые формирования и чеченские националисты по-прежнему пользуются широкой поддержкой населения республики. Я буду осторожен в своих оценках, поскольку окончательные итоги голосования пока не объявлены. Но уже сейчас можно назвать весьма проблематичным участие в голосовании военных, расквартированных в Чечне. 25 тысяч военных получили право голоса. Возможно, даже ещё больше. Кроме того, есть большие сомнения по поводу того, действительно ли всем чеченским беженцам, проживающим в палаточных лагерях и у родственников в Ингушетии, была предоставлена возможность принять участие в голосовании. И это уже не говоря про беженцев, находящихся в Панкисском ущелье в Грузии. Это тоже многие тысячи человек. Вследствие всего вышеперечисленного международное сообщество пришло к выводу, что проведённый в Чечне референдум нельзя назвать честным референдумом. Конечно, мы опасаемся, что, как следует ожидать, и последующие выборы в Чечне будут проходить под большим давлением со стороны России. И "победить" на них смогут, конечно, только заранее определённые люди. Но, как показывает практика, даже те, кто тесно сотрудничает с московским правительством, что даже эти чеченцы, тем не менее, стараются представлять интересы чеченцев и их нельзя назвать полностью подконтрольными. Тем не менее, существует как бы два уровня. С одной стороны, там есть ряд политиков, которые очень зависимы от московского правительства, но есть и многие люди, у которых не было возможности свободно высказать своё мнение.
Опубликовано 24 марта 2003 года