Жители Карачаево-Черкесии пожаловались на пытки задержанного родственника
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Силовики из Карачаево-Черкесии вынудили ставропольчанина Артура Астежева признаться в разбойном нападении на собственных родителей и оговорить братьев, заявили родственники задержанного. Отец Астежева уверен в невиновности сына. Жена подозреваемого раскритиковала следствие за нежелание рассматривать жалобу на пытки.
Как сообщал "Кавказский узел", 11 сентября был задержан по административному делу житель Черкесска Шамиль Атабиев. По словам адвоката, силовики вывозили Атабиева из изолятора и под пытками заставили подписать признательные показания. Информация об этом послужила поводом для состоявшейся 1 октября в Москве пресс-конференции, на которой зампред профильного комитета Госдумы Иван Сухарев предложил российским парламентариям вернуться к обсуждению поправок в Уголовный кодекс о причислении пыток задержанных к особо тяжким преступлениям.
Астежев находится под стражей в Ставрополе
Артура Астежева задержали в Ставрополе 25 сентября и доставили в Черкесск, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" супруга задержанного Виктория Цитаишвили. "В присутствии дежурного адвоката оформили протокол задержания и сказали, что отвезут в Учкекен (Малокарачаевский район. - Прим. "Кавказского узла"). Сказали, что ИВС в Черкесске заполнены, и его отвезли туда. Два дня его прятали, родственники ничего не знали. 27 сентября на суде на его лице, на пальцах, на ушных раковинах были следы ожогов. Когда подключаешь электрические провода, там появляются красные точки", – пояснила Цитаишвили.
Решением Черкесского горуда Астежев заключен под стражу до 30 ноября, сообщила супруга. Сейчас Астежев находится в ИВС Ставрополя, его перевезли туда из СИЗО в Черкесске минувшей ночью, сказала Виктория Цитаишвили. "Нам не сказали, почему его перевезли", – отметила она.
Следствие игнорирует позицию потерпевших
На Астежева заведено дело по статье "Разбойное нападение в составе группы лиц". "Потерпевший - его отец. Это случилось в ауле Хумара Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии, где живет его отец, в 2009 году. Шамиль Астежев тогда писал заявление в правоохранительные органы, но он не указывал своего сына", - рассказала супруга Артура Астежева.
Виктория Цитаишвили пояснила, что до 2012 года ее муж жил в Карачаево-Черкесии, а потом переехал в Ставрополь. "Летом 2009 года у отца Артура похитили 70 тысяч рублей, бинокль за пять тысяч рублей, а у его супруги - серебряную цепочку. Нападавших было трое или четверо - потерпевший точно не знает. Люди были в масках и требовали деньги и ценные вещи. Нападавшие скрылись. Прошло 11 лет, и в этом обвиняют его сына", – указала Виктория Цитаишвили.
Обвинение Артуру Астежеву предъявили сразу после пыток, добавила женщина. "Под пытками он оговорил братьев (родного и двоюродного) и еще одного парня. Ему дали понять, что он им не нужен, у него будет условный срок, и он должен оговорить братьев", – утверждает Цитаишвили. Она добавила, что братья Артура Астежева находятся под стражей по другому делу, которое расследуется Главным следственным управлением СКР по СКФО.
На суде Шамиль Астежев заявил о невиновности сына, сообщила Цитаишвили. "Отец просил отправить [Астежева] под домашний арест и просил, чтобы он находился у него дома. 30 сентября на суде он заявил, что его сын не виновен. Он заявил, что это не Артур и не его братья. Он просил допросить его повторно, и с этого дня никто не пришел. Никаких очных ставок не проведено. Никаких действий не проводится", - сказала Цитаишвили.
Шамиль Астежев подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что уверен в невиновности сына. "11 лет прошло с момента разбойного нападения. И вдруг ко мне приходят и говорят, что есть люди, которые сознались в преступлении. А потом я узнаю, что под пытками дал признательные показания мой сын. Конечно, для меня это шок. Я обращаюсь во все инстанции, чтобы прекратился этот беспредел. 11 лет ничего не делалось, а теперь решили вину взвалить на моего сына", – возмутился Шамиль Астежев.
Жена Астежева пожаловалась на бездействие следствия
По словам Цитаишвили, следствие намеренно затянуло проведение судмедэкспертизы. "Следователь МВД по КЧР сослался на выходной день, хотя известно, что эксперты работают круглосуточно. У следователя была цель – затянуть проведение экспертизы, чтобы следы от пыток прошли и состояние было получше. В понедельник 12 октября следователь выключил все телефоны и также не назначил экспертизу. Экспертиза проведена была спустя четыре дня", - рассказала жена Астежева.
Экспертизу провело республиканское бюро судмедэкспертизы. В документе о результатах обследования, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что у Астежева имеются телесные повреждения, которые могли образоваться в результате применения электрического тока.
Виктория Цитаишвили пожаловалась на бездействие следствия. "Уже три недели тишина. Зацепиться не за что. Артур подписал протокол с напечатанным текстом. Мы потребовали, чтобы возбудили уголовное дело в отношении сотрудников полиции", – сказала она. По словам Цитаишвили, отец Астежева как потерпевший подавал обращение о повторном допросе, но ни Шамиля Астежева, ни его жену, которая также проходит по делу потерпевшей, следователи не вызвали.
В МВД по Карачаево-Черкесии не смогли дать оперативный комментарий относительно заявлений родственников Артура Астежева.