Следствие отказало Дациеву в доступе к делу о его избиении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывшего руководителя махачкалинского офиса "Мемориала" Сиражудина Дациева и его адвоката, несмотря на решение суда, не ознакомили с материалами дела о нападении в 2018 году. Следователи согласились предоставить только протокол допроса потерпевшего. Представитель Дациева намерен через суд добиваться ознакомления с делом.

Как писал "Кавказский узел", суд в Махачкале признал незаконным бездействие следователей, проигнорировавших просьбу защиты дать доступ к материалам дела об избиении правозащитника Сиражудина Дациева, сообщил 5 октября Правозащитный центр "Мемориал".

Руководитель махачкалинского офиса "Мемориала" Сиражудин Дациев был избит 28 марта 2018 года, он пробыл в больнице до 4 апреля 2018 года. Правозащитники считают, что к нападению могут быть причастны силовики. Нападению на Дациева предшествовал поджог автомобиля представительства ПЦ "Мемориал", совершенный 22 января того же года. На следующий день после поджога сотрудники офиса получили сообщения с угрозами, однако "Мемориал" отказался останавливать работу в Дагестане.

Для того чтобы требовать возобновления уголовного дела о нападении на правозащитника, сначала необходимо ознакомиться с материалами дела, сообщил адвокат Дациева Шамиль Магомедов. Ответ на ходатайство об ознакомлении с материалами дела пришел во время суда, однако следственные органы ответили, что готовы представить защите только часть материалов - протоколы допроса Сиражудина Дациева. "Чтобы понять, насколько качественно проведено следствие, Дациеву нужны все материалы, а не протокол своего допроса", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Шамиль Магомедов.

Начальник следственного отдела Кировского РОВД заявил, что  не может представить все материалы, так как дело не завершено, сообщил адвокат. "В Уголовно-процессуальном кодексе этот момент не урегулирован, там указано, что перед передачей уголовного дела в суд потерпевший и защитники в полной мере ознакамливаются с материалами дела. В УПК не написано, что делать, если дело приостановлено", заявил Магомедов.

В случае если материалы дела не будут переданы в течение нескольких дней, адвокат намерен обратиться в суд в связи с отказом представителей следствия в предоставлении материалов. Он отметил, что ответ  на ходатайство об ознакомлении со всеми материалами уголовного дела получил уже по истечении определенного законом срока, уже когда обратился в суд по поводу бездействия следствия. "Мы получили ответ на ходатайство уже во время суда. На конверте с ответом стоит почтовый штамп, на нем указана дата, когда моя жалоба уже находилась в суде, а на самом документе стоит более ранняя дата. Когда я продемонстрировал в суде конверт, следователи заявили, что ранее уже ответили мне, но письмо не дошло, и они повторно отправили его", отметил адвокат, добавив, что это просто попытка оправдать бездействие следствия.

После решения суда никакой активности со стороны следствия нет. "Нельзя сказать, что после решения суда (...) (следственные органы) как-то активизировались.  Ни я, ни Дациев с делом не ознакомлены, мы не знаем, какие  следственные мероприятия проведены, что вообще сделано. Нас интересует, насколько скрупулезно проведено следствие. Не имея на руках материалов дела, мы не можем сказать, были ли в ходе следствия допущены фактические ошибки", пояснил Шамиль Магомедов. Он добавил, что если в ходе изучения материалов дела станет понятно, что следствие проведено качественно, но виновный не обнаружен, оснований для обращения в суд не будет. Если же выяснится, что следствие проведено недобросовестно, появятся основания для подачи жалобы о незаконной приостановке расследования. Дело о нападении на правозащитника приостановлено еще в 2019 году, отметил Магомедов.

Сиражудин Дациев находится в эмиграции, и "всю информацию о деле он узнает от своего адвоката и из публикаций "Кавказского узла", рассказал он. "После нападения я вылечился, чуть отдохнул и  приступил к работе, но потом я снова получил "сигнал" (угрозы, – примечание "Кавказского узла") и в целях безопасности был вынужден покинуть Россию. С делом меня не ознакомили", рассказал Сиражудин Дациев.

Он уверен, что нападение на него связано с правозащитной деятельностью. "Меня с самого начала интересовало, кто совершил на меня нападение. (...) Я подозреваю, что это все же наказание за мою активность по делу братьев Гасангусейновых и по делу пострадавших при спецоперации жителей поселка Временный. Но это  только подозрения, предположения", заявил Дациев. Правозащитник намерен добиваться возобновления расследования уголовного дела о нападении на него.  

17-летний и 19-летний Наби и Гасангусейн Гасангусейновы были убиты 23 августа 2016 года во время операции силовиков в Шамильском районе Дагестана. Правоохранители объявили убитых боевиками, однако односельчане братьев Гасангусейновых не согласились с этим, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" материале "Убийство чабанов в Дагестане".

Напомним, что в начале 2018 года был подожжен офис "Мемориала" в Ингушетии. В ночь на 17 января 2018 года в офисе ПЦ "Мемориал" в Назрани произошел пожар. Сгорели компьютеры и мебель, пострадавших не было. Согласно записи с камеры видеонаблюдения, офис был подожжен двумя неизвестными. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"