Отказ в расследовании заявления о пытках жителей Дербента стал поводом для жалобы в ЕСПЧ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правоохранители отказались расследовать заявление о пытках жителей Дербента Ислама Барзукаева и Гасана Курбанова, обвиненных в причастности к боевикам, поэтому защита готовит обращение в Европейский суд по правам человека, заявил адвокат. Платное медобследование сына позволит получить объективное заключение о его проблемах со здоровьем после пыток, указала мать Барзукаева.
Как писал "Кавказский узел", житель Дербента Ислам Барзукаев, а также задержанные с ним Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев (в СМИ его имя указывалось также как Миразали Мизаралиев) заявили в марте, что их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания по делу о терроризме. Родственники задержанных неоднократно проводили акции протеста с требованием остановить "беспредел" в республике. В июле адвокат заявил, что Барзукаева без объяснения причин помещают в карцер и не оказывают медпомощь. 30 сентября мать Барзукаева объявила у СИЗО-1 Махачкалы голодовку с требованием провести ее сыну медицинское обследование. Руководство изолятора разрешило провести медобследование Барзукаева 2 октября.
Елена Барзукаева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что после общения с руководством изолятора она записала сына на прием в клинику для комплексного осмотра. "Мы поехали в республиканскую травматологическую больницу, но там сказали, что не могут провести все исследования, которые мы хотели. Поэтому нам пришлось обратиться в частную клинику, в которой есть возможность пройти УЗИ, МРТ, рентген и можно снять кардиограмму", - пояснила она.
Барзукаева сказала, что сама настояла на платных обследованиях за свой счет. "Я сама хочу оплатить все услуги, чтобы иметь возможность получить результаты и показать их потом специалистам, которым я доверяю. Это исключит возможность каких-либо манипуляций с ними [результатами]", - отметила она.
По словам Барзукаевой, она добивалась разрешения на обследование сына больше полугода, однако все это время получала ответы, что он осмотрен специалистами и здоров.
В ответе УФСИН Дагестана Барзукаевой от 21 сентября, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", сообщается, что медицинское обследование ее сыну организовано в соответствии с требованиями действующего закона. В документе указаны даты, когда Ислама Барзукаева осматривали различные специалисты, и отмечается, что "необходимая квалифицированная медицинская помощь оказана". «Состояние здоровья Барзукаева удовлетворительное, в условиях следственного изолятора содержаться может, экстренно в каких-либо дополнительных обследованиях и консультациях врачей-специалистов, а также госпитализации не нуждается", - говорится в документе.
Заключенного можно обследовать платно в учреждениях здравоохранения Минздрава региона, если есть необходимость в дополнительных медицинских обследованиях, которые невозможно провести в СИЗО, указано в документе со ссылкой на статью 26 федерального закона №103 от 15 июня 2005 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Заключение лицензированного медицинского учреждения может быть признано доказательством в суде, сказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат и правозащитница Арапат Курбанова. "Медклиника несет ответственность за [проведенное] обследование. Поэтому выданное ими заключение должно быть признано судом", - считает она.
Барзукаева уверена, что если бы она не провела акцию протеста и не заявила о голодовке, то она до сих пор не получила бы разрешение на медосмотр сына.
Она сказала, что обращалась в республиканскую Общественную наблюдательную комиссию.
Представитель Общественной наблюдательной комиссии Ума Аскерханова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что встретилась вчера (30 сентября) в СИЗО с Исламом Барзукаевым и ознакомилась с его медицинской картой.
"Согласно документам, 25 июля Ислама Барзукаева осматривал хирург, который рекомендовал проведение МРТ и КТ. Сам Барзукаев рассказал, что у него постоянные головные боли, боли в коленных суставах. Это все стало следствием, как он говорит, его пыток после задержания", - сообщила она.
Аскерханова также отметила, что Барзукаев с 29 сентября объявлял голодовку в знак протеста против того, что его не обследуют. "Мы пообещали ему, что Общественная наблюдательная комиссия вместе с УФСИН Дагестана разберется с этими фактами, и постараемся урегулировать этот вопрос. Он пообещал прекратить голодовку и возобновить прием пищи", - отметила правозащитница.
Российские правоохранительные органы отказываются расследовать заявление обвиняемых о пытках, поэтому защита готовит обращение в Европейский суд по правам человека, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат обвиняемых Барзукаева и Гасанова Тагир Шамсутдинов.
Решение по заявлению о пытках, которое подали родственники обвиняемых в конце лета 2019 года, было принято только в конце декабря, рассказала ранее Елена Барзукаева. "Два раза следователи выносили постановление об отказе. Но как только мы просили ознакомиться с материалами проверки, они отменяли свое постановление и проводили дополнительную проверку [...] И только под конец года я узнала, что вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела", - сказала она.
Напомним, Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев были задержаны 15 июня 2019 года по подозрению в незаконном обороте оружия и боеприпасов. Родственники заявили, что до задержания все были похищены, и их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания. Позже им предъявили обвинение в участии в незаконном вооруженном формировании. По версии следствия, трое молодых людей организовали вооруженную группу и собирались поселиться в лесном массиве для "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". В январе в отношении Барзукаева, Курбанова и Мирзалиева также было возбуждено уголовное дело по статье о создании террористического сообщества. Все трое находятся под стражей.