1Adat раскрыл масштабы похищений в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С начала сентября в Чечне были похищены 53 человека, из которых как минимум один убит и 20 освобождены, сообщили в движении 1Adat, за сотрудничество с которым был унижен Салман Тепсуркаев. Пользователи из Чечни доверяют информации Telegram-канала 1Adat, указал блогер Тумсо Абдурахманов. Журналисты вынуждены работать с анонимными источниками информации о событиях в Чечне, пояснила журналистка Светлана Анохина.
Как писал "Кавказский узел", движение 1Adat продолжило работу после похищения Салмана Тепсуркаева, который некоторое время работал модератором чата Telegram-канала 1Adat, а число подписчиков канала выросло втрое. Члены 1Adat предпринимают меры безопасности, а похищение Тепсуркаева стало следствием нарушения рекомендаций коллег, рассказал представитель движения.
В начале сентября в Чечне, а затем за ее пределами вызвало широкий резонанс видео, на котором обнаженный человек, назвавшийся Салманом Тепсуркаевым, садится на бутылку и поясняет, что делает это в наказание за сотрудничество с оппозиционным Telegram-каналом 1Adat. Авторы канала заявили, что модератора их чата похитили и публично унизили силовики. Правозащитники добились реакции следствия на заявления о похищении - была опрошена супруга Тепсуркаева. Однако наиболее вероятным итогом проверки заявления будет отказ в возбуждении дела, считает представитель "Комитета против пыток" Дмитрий Пискунов.
1Adat насчитал 53 похищенных с начала сентября в Чечне
По данным 1Adat, с начала сентября в Чечне были похищены 53 человека. Дополнение "Кавказского узла" от 13.55 мск 29.09.2020: на Telegram-канале 1Adat данные о 53 похищенных не публиковались, сама информация о числе похищенных не подтверждена. "20 человек освобождены, как минимум один человек убит. Это все с начала месяца до 25 сентября. Ну, естественно, похищен наш модератор Тепсуркаев Салман", - рассказал 27 сентября корреспонденту "Кавказского узла" представитель Telegram-канала.
Он предоставил «Кавказскому узлу» список из 18 имен похищенных, среди которых супружеская пара и как минимум один подросток, и заверил, что администраторы канала 1Adat уделяют существенное внимание проверке достоверности публикуемой информации. Дополнение "Кавказского узла" от 13.50 мск 29.09.2020: в предоставленном "Кавказскому узлу" списке 12 имен похищенных, 5 фамилий тех, кто, по утверждению представителя 1Adat, вернулся домой, а также имя одного умершего. Информация о числе похищенных является неподтвержденной.
"Целый день, например, проверяем информацию из наших источников об убийстве человека кадыровцами. Пока не можем сказать, какая информация. Но сегодня (27 сентября) кадыровцы убили человека и отдали родственникам. Да, бывало, что нам кидали дезинформацию, но мы всегда проверяем ее у наших источников", - сообщил он.
Администрация канала не всегда публикует информацию о похищении, поскольку руководствуется соображениями безопасности самого похищенного или его родных, добавил активист. "Если публикация как-то навредит похищенному или его семье - мы не публикуем. Мы всегда уговариваем родственников обратиться в правозащитные организации, такие как «Мемориал» или «Комитет против пыток», чтобы родственники не боялись и боролись за своего близкого человека. Ибо время играет на руку только кадыровцам", - сказал он.
Число подписчиков Telegram-канала 1Adat к 11.50 мск 29 сентября составило 17,9 тысячи. Канал публикует ежедневно от 4 до 10 постов. Основная тематика публикаций - похищения людей, насилие со стороны представителей власти, коррупция. Подробнее о Telegram-канале 1Adat и случившемся с Тепсуркаевым рассказывается в подготовленном "Кавказским узлом" справочном материале "Пытки за ADAT: за что унизили критика Кадырова". Также "Кавказский узел" подготовил биографическую справку о Салмане Тепсуркаеве.
В Чечне сведения 1Adat вызывают доверие
Несмотря на анонимность работы Telegram-канала 1Adat, его работа вызывает доверие в Чечне, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» чеченский блогер Тумсо Абдурахманов.
"Да, канал ведут анонимно, и мне не известно, чтобы кто-то из авторов себя выявил. Доверие к их информации, конечно же, есть. Не знаю, какие у них критерии к публикациям, но мне не известно, чтоб они выдали в сеть информацию, которая затем была опровергнута. Другое дело, что многие из их публикаций невозможно проверить и подтвердить. Тут на усмотрение читателя, верить или нет", - сказал Абдурахманов.
Он поставил под сомнение достоверность опровержений какой-либо информации о действиях силовиков в Чечне, исходящих от родственников жертв. "Опровержение родственников не принимается. Мы ведь понимаем, как от родственников добиваются этих опровержений. К тому же, часто бывает так, что родственники записывают опровержение и в то же время выходят на связь и подтверждают информацию [о действиях силовиков]", - пояснил блогер.
Ширвани Тепсуркаев, отец Салмана, в видеообращении, опубликованном ЧГТРК "Грозный", заявил, что еще несколько лет назад отрекся от уехавшего из республики сына из-за его непослушания и плохого поведения. Он утверждает, что Тепсуркаева не похищали. Также Ширвани Тепсуркаев сказал, что примирился с людьми, оскорбленными публикациями Telegram-канала 1Adat.
Авторы публикаций о событиях в Чечне вынуждены оперировать неполной информацией
Чеченские блогеры и активисты вынуждены работать в условиях, исключающих возможность всесторонней оценки сообщений о правонарушениях. А если журналист не может получить подтверждение информации, которая выглядит общественно значимой, тем более если речь идет о спасении жизни человека, то он ссылается на наличие неподтвержденной информации, указала главный редактор журнала «Даптар» Светлана Анохина.
"Все понимают, что это Чечня и там может произойти все что угодно. В отдельных случаях, когда на кону жизнь человека, - очень важна огласка, даже при том, что информация может быть недостаточно подтверждена. Другое дело, что этим иногда пользуются в обратных случаях: многие СМИ выдают совершенно неподтвержденную информацию, даже из мест, где ограничений к доступу информации нет. Наши федеральные каналы в этом лидируют, там нет речи о журналистике, но Чечня - такой регион, где найти людей, готовых подтверждать под своими именем что-то, да еще и на камеру, достаточно тяжело, потому что это угрожает их жизни", - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Анохина.
В реалиях Чечни читатель больше полагается на имя журналиста и издание, отметила она. "Если добросовестный журналист - мы полагаемся на его слово. Когда [журналист "Новой газеты"] Елена Милашина пишет, что материал есть в редакции - запись разговора, видео - но нам не показывают, то мы все понимаем, чем это продиктовано. Конечно, лучше выходить, искать конкретного человека. Неправильно, что в РФ существует такой регион, где совершенно невозможно работать журналистам, кроме правительственных. Сам этот факт - уже свидетельство, что не все в порядке. [...] Тут достаточно сложно. Все зависит от того, насколько сам журналист ориентируется, насколько у него серьезные завязки и информаторы в Чечне", - сказала Анохина.
Telegram не обеспечивает полную анонимность
В мессенджере Telegram нет функции, обеспечивающей полную анонимность участников сообществ, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» сотрудник отдела обеспечения функционирования сетей одной из ведущих телекоммуникационных компаний России Александр, попросивший не указывать его имя и название компании.
"В Telegram возможно обеспечение конфиденциальности переписки лишь между пользователями, когда автоматически сообщения удаляются через установленное время. Для участников групп и подписчиков пабликов можно рекомендовать лишь ставить пароль для входа в Telegram с помощью цифрового кода или FaceID - это возможно сделать со смартфона - а также запаролить доступ с ноутбука", - рассказал специалист.
Кроме того, в Telegram можно скрыть номер мобильного телефона, эта опция есть в настройках, добавил он. "Можно сделать номер телефона невидимым для всех или с исключениями", - сообщил Александр, отметив, что это защищает лишь от дистанционной идентификации, но не в случае, когда телефон "попадает в руки заинтересованных лиц".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".