Максим Лапунов рассказал историю своего похищения и пыток в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Эмигрировавший из России Максим Лапунов рассказал "Новой газете", как оказался в Грозном и подвергся пыткам в чеченской тюрьме за нетрадиционную сексуальную ориентацию. За границей бежавшие от преследования члены семьи Лапунова испытывают серьезные материальные затруднения.

Как писал "Кавказский узел", в октябре 2017 года уроженец Омской области Максим Лапунов рассказал, что был задержан в Чечне по подозрению в гомосексуальности и 12 суток провел в подвале уголовного розыска, где его избивали. Позже Лапунов был вынужден уехать из России из-за угроз. Он безрезультатно добивался расследования по своим заявлениям, и 24 мая представители Лапунова подали в ЕСПЧ жалобу на нарушение его прав. Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу Лапунова, однако Максим не получил реакции на эту жалобу от российских властей.

Облавы на геев в Чечне в 2016-2017 годах носили волнообразный характер – первая из них длилась с декабря 2016 до февраля 2017 года, а всего известно как минимум о трех волнах задержаний с короткими перерывами, говорится в докладе, подготовленном "Российской ЛГБТ-сетью" и спецкором "Новой газеты" Еленой Милашиной. Доклад основан на показаниях жителей Чечни, подвергнутых задержаниям и пыткам, говорится в справке "Кавказского узла" "Кавказ без гей-парадов – как в Чечне притесняют "тех, кого нет".

Журналисты "Новой газеты" рассказали историю семьи Максима Лапунова, которая вынуждена была уехать из России после преследований Максима в Чечне за нетрадиционную сексуальную ориентацию.   Нынешняя страна проживания семьи не называется в целях безопасности. Рассказ начинается с детства многодетной семьи Лапуновых, в которой было шестеро детей. Когда младшему брату было семь лет, его убил призывник, только что вернувшийся из армии, говорится в материале издания "Лапуновы. История одной семьи,  которую не защитила Россия". 

"Убийство (младшего брата) пошатнуло семью, но страшнее всего оно сказалось на (другом брате Максима Лапунова). У него началась эпилепсия. Приступы учащались, лечения подобрать не удалось. И через двенадцать лет он (покончил жизнь самоубийством)", — говорится в материале.

Первые впечатления от Грозного

На этом трагедии для семьи Лапуновых не закончились — единственную сестру с детьми пришлось спасать от домашнего насилия, а после у нее обнаружили рак. Максиму пришлось взять на себя вопросы по заработку на оплату врачей, обследования и лекарства — он стал заниматься организацией праздников. Начинал с аниматора, потом объездил страну ведущим на ярмарке меда и случайно оказался в Грозном.

"Я ожидал увидеть развалины, но увидел прям потрясающий город, в который я тут же влюбился. Мы приехали, скинули вещи, покушали и понеслись — мы просто не могли удержаться — осматривать весь город […] Ярмарка закончилась, и я остался. Проводил мероприятия: в военных частях в 46-й бригаде, в реабилитационном центре для детей-инвалидов […] Нашел видеоролик, как делать из шариков цветы, и начал сначала цветы, потом фигуры, потом что-то еще. И очень быстро развился в аэродизайне. Я торговал и на рынках, и на улицах, везде продавал эти шарики", — приводятся слова Максима в материале.

Уже тогда семья Максима знала о его сексуальной ориентации, он встречался с молодым человеком, с которым познакомился в церкви в своей деревне. Семья Максима отреагировала на эту новость неоднозначно: недовольство высказал брат, однако семья решила поддерживать друг друга после всего пережитого, говорится в статье.

Работать в Грозном Максиму очень нравилось, отношение к русским в Чечне, по его словам, "особенное". "Местные — они свои, у них разборки какие-то, но русских никогда не ввязывают в это. А если что-то тебе надо, тебе всегда […] У меня появилось там очень много друзей, и я нанимал работников, тоже молодых ребят. Обучал их. В гости друг другу очень часто ездили […] Ну это все до поры до времени. За большой витриной скрывается очень много плохого, о котором я даже не знал", — рассказал Максим, добавив, что впервые почувствовал, что что-то не так, когда из подъезда его дома выволокли его друга.

О пытках в чеченской тюрьме

После этого случая в такой же ситуации оказался и сам Максим. "Подходит просто ко мне мужчина. Магомед. И как будто бы меня знает […] Просто берет меня под руку и волочет. И тут же подбегает другой, хватает за вторую руку, и они поволокли меня в сторону заборчика. И там стоит машина, и я вижу, что из машины выходят двое, спрашиваю, а кто вы такие? Они — "полиция". Я говорю: предъявите мне документы, покажите, кто вы. И я чувствую, что не могу уже вырваться от них …] И я уже начал кричать "спасите, помогите" […] Я все спрашивал, что происходит, достал телефон, но у меня тут же его забрали. Говорят: "Мы тебя забираем по подозрению в убийстве, ха-ха". Я говорю: "Да я не убивал никого", — рассказал Максим.

По его словам, его привезли на территорию одной из силовых структур, где пытками выбивали имена его друзей-геев, после чего отвезли в секретную тюрьму, подвал. На его глазах, по словам Максима, в течение получаса избивали других задержанных пластиковыми трубами, но его самого не трогали несколько дней, а после тоже избили.

"Тоже с палками этими пластиковыми. Меня поставили лицом к стене... С ними сопротивляться было просто бесполезно. Физически это невозможно определить, сколько били. Я думаю, что долго. Полчаса, может, полтора часа. Избили, потом ругались, пинали […] Меня уже трясло, я на ногах стоять не мог, они менялись, опять меня поднимали, опять избивали, потом опять менялись, потом уходили отдышаться, снова избивали", — вспоминал Максим.

Он также сообщил о тех, по его словам, пленниках, с которыми подружился, но после узнал, что их убили. Максим добавил, что его отпустили после того, как пошел слух, что его ищут. "Взяли с меня отпечатки пальцев. Дали пистолет в руки — держи, потом пистолет от меня запаковали, видос с меня сняли, что я вот такой (гей), порчу чеченцев, и я больше так не буду. Все данные, где мои родственники живут — все это на видео было записано. Вот почему было страшно сразу ехать домой. Потому что я знал, где они меня будут искать… Меня довезли до вокзала, выдали денег на билет. Пригрозили", — приводятся слова Максима в статье.

30 июня в США прошла премьера фильма HBO "Добро пожаловать в Чечню", снятого американским документалистом Дэвидом Франсом. Фильм рассказывает об ЛГБТ-активистах, работающих под прикрытием, чтобы помочь жителям Чечни избежать преследования за сексуальную ориентацию, получить визу и убежище. Главные герои фильма — реальные гомосексуалы, которые становятся жертвами "охоты на ведьм" в Чечне. Фильм точно раскрывает проблему преследований за сексуальную ориентацию в республике, заявил герой киноленты Максим Лапунов.

О жизни после переезда

После Максим узнал, что его разыскивали его родственники — написали заявление в полицию, звонили и требовали разыскать его. После возвращения Максима его семью долго преследовали, поэтому им пришлось бежать в другую страну, отмечается в статье. Однако Максим вернулся, чтобы добиться возбуждения уголовного дела. "В возбуждении уголовного дела было отказано. Отказывали пять раз. В госзащите для Максима — тоже […] Максим обратился в ЕСПЧ. 12 марта Россия должна была дать ответ на его заявление. Но случился коронавирус", — отмечается в материале.

До сих пор Максим испытывает страх, не может уснуть. "Когда тебя трясет, стакан удержать не можешь, когда сердце заходится. Сковывает грудную клетку всю, и ты не можешь вдохнуть, ты мелкими глотками дышишь, потому что у тебя как будто бы сотни игл в область сердца", — рассказал Максим.

Сестра Максима умерла в августе, воспитанием ее детей занимается Максим и его партнер. "Говорить о том, что мы живем счастливо и богато — нет. Максимум, что мы можем себе позволить — это хлеб, если повезет, масло, немножко сосиски какие-то дешевые […] На продукты остается около 50 евро", — рассказал Максим в интервью газете.

Дичайшим средневековьем назвали методы преследования геев и лесбиянок в Чечне авторы комментариев к фильму Карена Шаиняна "Чеченская война с ЛГБТ". Проблемы героев фильма нуждаются в максимальной огласке и профессиональном освещении, указали зрители.

Новости о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чеченской Республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне". О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав на геев, говорится в материале "Кавказского узла" "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".

Автор: