"База": смерть Тесака совпала с активизацией расследования убийства жителя Дагестана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После смерти неонациста Максима Марцинкевича (Тесака) следствие напомнило о произошедшем 13 лет назад двойном убийстве уроженцев Дагестана и Таджикистана, заявив о причастности покойного к этому преступлению, отмечается в материале журналиста "Базы" Ивана Ланькова. После того как видео двойной казни попало в интернет,  убийство фактически не расследовалось, и поворотной в этом отношении стала публикация "Кавказского узла", отмечает Ланьков. 

Как писал "Кавказский узел", в 2007 году в интернете появилось видео убийства двух человек. На видео одному из них  отрезают голову ножом под крик "Слава России!", другого — этнического таджика — убивают выстрелом в затылок. Житель Дагестана Артур Удаманов узнал в зарезанном своего брата Шамиля, который пропал, уехав на заработки в Москву. Семья Умаданова жаловалась на бездействие следствия.

В публикации ролика признался студент Майкопского государственного технологического университета Виктор Мильков, который сам явился в прокуратуру Адыгеи. 21 ноября 2007 года его приговорили к одному году исправительных работ за "возбуждение национальной расовой и религиозной вражды".

Убийство следователи за эти годы так и не раскрыли, а бурное обсуждение жестокого преступления стихло. Однако после смерти неонациста и видеоблогера Максима Марцинкевича Следком неожиданно напомнил об этом деле и заявил о причастности покойного к двойному убийству, отмечается в статье Ивана Ланькова "Казнь, про которую все забыли. Как неонацисты убили на камеру двоих приезжих, а следователи за 13 лет никого не нашли", опубликованной 18 сентября на сайте популярного Telegram-канала "База".

Согласно заявлению официального представителя Следственного комитета России Светланы Петренко, сделанному уже на следующий день после смерти Марцинкевича, тот раскаялся в совершенных убийствах и дал сведения, которые помогли найти место захоронения Удаманова и казненного вместе с ним человека.

"Нельзя исключать, что он действительно не смог смириться с осознанием тяжести и бессмысленности совершенных особо тяжких преступлений, а также неизбежностью нового длительного, возможно, даже пожизненного заключения, которое его ожидало", — цитируются слова Петренко в статье. Ланьков назвал это "признанием, которое вызывает сомнения".

Однако перед смертью Марцинкевич написал письмо своей девушке, в котором фактически сознался в "идеологически обоснованных убийствах" и выразил сожаление, что разделял национал-социалистические взгляды. "Если бы в 16 лет мне в руки попала бы не "Моя борьба" [Адольфа Гитлера], а "Овцы в волчьих шкурах" [либертарианца Уолтера Блока], то, скорее всего, вся моя жизнь пошла бы иначе. Стал бы я не национал-социалистом, а либертарианцем, не насовершал целой кучи идеологически обоснованных убийств, не сидел бы в тюрьме", — привел Иван Ланьков письмо Максима Марцинкевича.

Видеоблогер и неонацист Марцинкевич в декабре 2018 года был приговорен к 10 годам колонии строгого режима, он был признан виновным в разбое и хулиганстве. Ранее он отсидел три года в колонии за преступления экстремистской направленности. В 2000-е Тесак был символом неонацистов и записывал жестокие видеоролики с избиениями "врагов нации", в 2010-е - создал под своим брендом движение "борцов с педофилами" и снова публиковал видео с насилием. 16 сентября 2020 года сотрудники СИЗО Челябинска обнаружили Марцинкевича мертвым. Корреспондент "Коммерсанта" Александр Черных отыскал параллели между деятельностью Тесака и роликами, которые снимают чеченские власти, в том числе видео с унижением Салмана Тепсуркаева.

Имя Марцинкевича прозвучало в связи с двойным убийством уже в 2007 году. В анонимном письме в редакцию новостного сайта чеченских сепаратистов "Кавказ-центр" пояснялось, что националисты объявляют "вооруженную войну против черных колонистов" и планируют "выселить всех кавказцев и азиатов с территории Руси", а также передать власть национал-социалистическому правительству. В числе требований авторов письма было прекращение уголовного преследования Марцинкевича.

При этом само убийство не расследовалось — представители прокуратуры, МВД и ФСБ России настаивали, что это видеомонтаж. Поворотной в этом отношении стала публикация "Кавказского узла" от 4 июня 2008 года с жалобами сестры Шамиля Удаманова на следствие, указал Иван Ланьков. Уже на следующие сутки Следком признал подлинность видео казни и признал, что одной из жертв стал Удаманов.

Уже в 2010-е годы режиссер Влади Антоневич завершил документальное расследование "Кредит на убийство". До этого Антоневич служил в израильском спецназе по борьбе с террором и ради своего проекта внедрился в российскую ультраправую тусовку под видом американского журналиста с радикальными взглядами. После премьеры фильма, которая состоялась в 2015 году, следствие вновь занялось делом о казни 2007 года.

Автор расследования считал, что Максим Марцинкевич снимал казнь на видео, но планировали убийство не националисты, а люди "в других кабинетах". Антоневич утверждал, что "в определенных кругах прекрасно знают", кто убил Шамиля Удаманова и где зарыто его тело. "Нужно позвонить просто по телефону, и всё будет решено, и убийцы будут арестованы. Я это говорю не для красного словца, а как человек, которого вызывали в российское консульство в Израиле, я там разговаривал. Это можно сделать только на государственном уровне, если будет такой приказ, будет такая команда", — приводятся слова Антоневича в публикации "Базы".

В расследовании Антоневича большое место уделено националисту Дмитрию Демушкину. Он указал "Базе", что расследование двойного убийства возобновили из-за указания израильского режиссера на потворствование российских властей неонацистам. Сам Демушкин сомневается, что к убийству причастен Максим Марцинкевич. "Тесак больше такой: чтобы что-то сделать, чтобы в интернете все <поразились>. Но отрезание башки — это не совсем шоу. Как-то психотипом не складывается с Марцинкевичем", — указал Дмитрий Демушкин.

Автор: