Глава МВД Дагестана взял под контроль дело о давлении на Уму Аскерханову

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ход расследования заявления заместителя председателя Общественной наблюдательной комиссии по Дагестану Умы Аскерхановой, которая заявила о преследовании со стороны неизвестных, взяло на себя руководство республиканского МВД. Время, необходимое для сбора важных доказательств, уже упущено, посетовал председатель общественного комитета "Солидарность и свобода" Деньга Халидов.

Как писал «Кавказский узел» правозащитники не смогли провести 3 сентября в махачкалинском офисе Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) пресс-конференцию о произволе силовиков, так как полицейские оцепили территорию. Силовики заявили, что получили сообщение о бомбе. В итоге конференция прошла в другом месте в усеченном формате, на ней было заявлено, что силовики пытаются запугать адвокатов и правозащитников. Тогда авторы обращения пригрозили жалобами в федеральные ведомства, если власти Дагестана не отреагируют до 14 сентября.

Зампредседателя ОНК Дагестана Ума Аскерханова обратилась в полицию после того, как 30 августа неизвестные пытались ворваться в ее квартиру. В одном из них она узнала силовика, а давление связала со своей общественной и правозащитной деятельностью. Глава комитета «Солидарность и свобода» Деньга Халидов тогда заявил, что активисты проследят, чтобы расследование по заявлению Аскерхановой не было спущено на тормозах.

Расследование по заявлению зампредседателя ОНК по Дагестану Умы Аскерхановой находится на контроле руководства МВД Дагестана, рассказал 14 сентября корреспонденту «Кавказского узла» председатель общественного комитета «Солидарность и свобода» Деньга Халидов.

«Руководство министерства поручило это дело Центру по противодействию экстремизму. Работники опросили соседей Умы Аскерхановой. Но расследование не было начато по «горячим» следам, когда можно было получить много полезной информации для предварительного следствия, в том числе и записи с видеокамер с движением автомашин и людей в тот период. Кроме того, в первый же день не были взяты отпечатки пальцев с дверных ручек квартиры. То есть фактически не было проведено качественное обследование места происшествия», - отметил Халидов.

По его мнению, несмотря на то, что дело находится на контроле у руководства республиканского МВД, нет уверенности, что расследование доведут до конца. Однако, заверил Халидов, активисты не дадут «спустить дело на тормозах».

«Самые важные для расследования первые дни были упущены. Попытку ворваться в квартиру общественного деятеля, напугать ее мы рассматриваем как акт террора в ее отношении», - добавил он.

По его словам, республиканские власти пошли навстречу после его обращения, поэтому решено пока не поднимать данный вопрос на федеральном уровне. «Если нам идут навстречу, мы не собираемся хлопать дверью. Но в то же время не снимаем вопрос с повестки. Мы планируем провести слушания в Общественной палате республики по двум темам: безопасность общественных деятелей, активистов, правозащитников, адвокатов, а также соблюдение прав человека в местах заключения. Ряд членов Общественной палаты поддерживает такую постановку проблем, некоторые колеблются. Это актуальные темы, мы их рассмотрим сначала здесь и пригласим на них представителей правоохранительных органов. По итогам слушаний разработаем рекомендации ФСБ, прокурору республики, управлению Следственного комитета», - заявил он.

По мнению Халидова, Дагестан возвращается в 90-е годы, когда роль «бандитствующих ребят играют некие элементы, аффилированные с правоохранительными структурами».

Учредителями дагестанского общественного комитета «Солидарность и свобода» выступают восемь общественных организаций, говорится на главной странице сообщества в Facebook. Это Союз перевозчиков Дагестана («Профсоюз дальнобойщиков»), Ассоциация территориальных общественных самоуправлений республики Дагестан, Общественный совет гражданского общества Дагестана, "Право и закон", Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Общественной палаты РФ по Дагестану (в местах принудительного содержания и лишения свободы), оргкомитет «Движение за новый социализм», «Национальное достояние» и дагестанское отделение общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа».

Первоочередными задачами организации названы: помощь людям, оказавшимся в беде, содействие нормализации обстановки в сфере здравоохранения, правозащита, помощь тем, кто оказался жертвой произвола правоохранителей и силовиков, подготовка научно-аналитических докладов и рекомендаций. Кроме того, комитет занимается подготовкой к IV Съезду народов Дагестана, намеченному ориентировочно на ноябрь этого года.

«Мы не ограничиваемся только правозащитной деятельностью. Занимаемся также изучением социально-экономического положения республики. Мы стараемся подтянуть все здоровые силы в республике для решения многих вопросов в Дагестане», - пояснил Халидов.

Ума Аскерханова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что предпринятые в отношении нее попытки запугать никак не повлияли на ее общественную деятельность, она продолжает заниматься правами содержащихся под стражей. На прошлой неделе она повторно навестила в СИЗО Раипа Ашикова и Омара Абдурашидова, а также журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева и обвиненного в терроризме Ислама Барзукаева, мать которого заявляла о необходимости медицинского исследования ее сына, так как он получил серьезные травмы во время пыток.

Бывший начальник полиции Махачкалы Раип Ашиков и его брат, бывший и.о. главы отдела полиции Каспийска Зиявудин Ашиков с 2019 года находятся под стражей по делу о финансировании терроризма и покушении на силовика.

Журналист "Черновика" Абдулмумин Гаджиев, а также Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев, по версии обвинения, перечисляли деньги на счета фондов проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского), которого следствие считает организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. 9 сентября был продлен арест всем троим.

Дербентец Ислам Барзукаев, а также задержанные с ним Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев (в СМИ его имя указывалось также как Миразали Мизаралиев) заявили в марте, что их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания по делу о терроризме. Родственники неоднократно проводили акции протеста с требованием остановить "беспредел" в республике. 

При этом Аскерханова не исключает, что в отношении нее или ее сына могут быть предприняты еще какие-либо провокации, в том числе подброшены оружие или психотропные вещества. 3 сентября она направила в УФСБ Дагестана соответствующее уведомление.

О ходе проводимой проверки по ее заявлению о преследовании она не осведомлена, пояснила зампредседателя ОНК. «Дело, насколько мне известно, находится под контролем министра внутренних дел республики. Я знаю, что сотрудники полиции проводили поквартирный обход дома, в котором я живу. Опрашивали соседей. К сожалению, записей на видеокамерах наблюдения не сохранилось. О других мероприятиях и ходе самой проверки больше мне ничего не известно, о них меня не уведомляют», - добавила она.

Комментариями представителей силовых структур Дагестана относительно упомянутой проверки "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"