Дагестанский блогер пожаловался на попытку принудить его дать ложные показания
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Блогер и журналист из Дагестана Роман Бабаев был задержан по прилету в Москву, где он должен был дать показания как свидетель защиты по делу знакомого, обвиненного в содействии террористический деятельности. По его словам, неизвестные пытались заставить его дать определенные показания, выгодные обвинению.
Роман Бабаев был задержан в аэропорту «Внуково», куда он прибыл из Махачкалы, чтобы дать показания в качестве свидетеля защиты по делу своего знакомого Алихана Аджаматова, обвиняемого по статье 205.1 УК РФ («содействие террористической деятельности»).
Как рассказал 12 сентября корреспонденту «Кавказского узла» Роман Бабаев, с Аджаматовым он познакомился во время пребывания на учебе в Египте, где изучал арабский язык. Бабаев жил в Египте с 2010 по 2015 годы.
По словам Бабаева, Аджаматов был одним из инвесторов, вложившихся в дело, которое вел его знакомый. Саму поездку Бабаева в Москву организовал друг Аджаматова Рамазан, договорившийся со следователем о допросе свидетеля защиты.
Как написал сам Бабаев в обращении в прокуратуру Москвы, опубликованном в его аккаунте в соцсети Instagram, при выходе из самолёта у трапа он был задержан тремя неизвестными лицами, которые не представились и не предъявили служебные удостоверения. Они изъяли у него паспорт.
"При входе в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта Внуково один из доставляющих меня лиц применил в отношении меня специальное средство (наручники)", - сообщил Бабаев, добавив, что наручники у него через некоторое время были сняты.
Задержавшие его люди, по словам Бабаева, "сообщили в устном порядке о том, что я являюсь лицом, находящимся в федеральном розыске, однако каких-либо подтверждений данного факта не предоставили".
"Письменных или устных объяснений у меня не отбирали. Мне было предложено подписать некий документ о якобы отсутствии у меня претензий к сотрудникам [правоохранительных органов] в международном аэропорту Внуково, на что мной был дан отказ», - написал Бабаев.
По его словам, далее его передали троим неизвестным, которые стали требовать от него дать иные показания по делу Аджаматова, чем он намеревался.
«Они говорили, что у каждого, мол, есть свои «скелеты в шкафу», и уголовное дело могут возбудить и против меня. Но я сказал, что буду говорить только правду», - заявил Бабаев корреспонденту «Кавказского узла».
На этом, по его словам, беседа завершилась, его отпустили, и он дал показания следователю. 9 сентября, вернувшись в Махачкалу, Бабаев подал заявления с требованием разобраться в ситуации и наказать виновных в прокуратуру Москвы и Управление собственной безопасности ФСБ.
Бабаев отметил, что это не первое его "соприкосновение" со спецслужбами. «Предыдущие разы были, когда я прилетал из Египта. Но тогда я полагал, что люди просто выполняют свою работу. А сейчас, когда я летел внутрироссийским рейсом из Махачкалы и меня вот так вот задержали, я решил не молчать, поскольку счел это нарушением своих прав», - заявил он.
Роман Бабаев — независимый журналист, снимающий видеоинтервью с различными лицами и выкладывающий их в своем YouTube-канале «ALKIFAYA». В частности, он брал вызвавшее резонанс с Дагестане интервью с Абу Умаром Саситлинским о его уголовном деле. Интервью было опубликовано на канале в ноябре 2018 года. В настоящее время его команда находится в отпуске и планирует возобновить деятельность в октябре.
По обвинению в перечислении денег на счета фондов проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского) были арестованы журналист "Черновика" Абдулмумин Гаджиев, Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев. Следствие считает Саситлинского организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. 3 сентября суд продлил сроки содержания под стражей Гаджиеву, Ризванову и Тамбиеву.
Журналист и политики Максим Шевченко, у которого Бабаев также брал интервью, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" ситуацию с журналистом, назвал подобные операции "очень странными" для спецслужб, так как те предпочитают не ссориться с людьми с медийным ресурсом.
«Вероятно, речь идет об инициатив низшего звена, которое ведет дело этого дагестанца (Аджаматова - прим. "Кавказского узла"). С их точки зрения, это серьезный провал, когда их спецоперация оказывается засвечена и разрушена, и люди, организовавшие это, возможно, уже получили за это взыскания. Это говорит о потере квалификации в спецслужбах, о том, что многие места там занимают люди, стремящиеся побыстрее построит карьеру. Когда им не хватает материала для обвинения, они пытаются восполнить его с помощью грубого шантажа свидетеля» - подчеркнул Шевченко.
То, что попытки принудить свидетеля изменить показания - явление крайне редкое, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" и адвокат Евгений Черноусов.
«Недобросовестные сотрудники [правоохранительных органов] могут, если не хватает доказательств, «формировать» лжесвидетеле. Это довольно часто встречается. Могут принуждать обвиняемого, даже с применением физического насилия. Но принуждать свидетеля, находящегося на свободе, менять показания - такого в моей практике почти не встречалось. Это бояться делать. Человек же потом выйдет из этой комнаты и напишет заявление, что его принуждали - все сразу и развалится», - отметил адвокат