Сапият Магомедова заявила о попытке давления силовиков на защитников братьев Ашиковых

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Адвокат Сапият Магомедова подала жалобу на силовиков, которые ночью ломились в ее квартиру. Спустя несколько часов она узнала о завершении следствия по делу бывшего начальника полиции Махачкалы Раипа Ашикова и его брата. Ночной визит силовиков Магомедова сочла попыткой давления на адвокатов, представляющих интересы Ашиковых.

Как писал "Кавказский узел", бывший начальник полиции Махачкалы Раип Ашиков и его брат, бывший и.о. главы отдела полиции Каспийска Зиявудин Ашиков, а также Омар Абдурашидов с 2019 года находятся под стражей. 3 февраля адвокат Сапият Магомедова сообщила, что в ЕСПЧ подана жалоба на необоснованное задержание и постоянное продление меры пресечения Ашиковым, обвиняемым в финансировании терроризма и покушении на сотрудника правоохранительного органа. Европейский суд по правам человека запросил у властей России пояснений по жалобе в феврале. Раип Ашиков заразился в СИЗО коронавирусом и больше 40 дней не получал лечения, в июле он обратился в суд с требованием компенсации за бесчеловечные условия содержания под стражей.

Раип Ашиков, Зиявудин Ашиков, а также Омар Абдурашидов находятся под стражей и не признают вину. Абдурашидов заявлял, что его пытали, добиваясь оговора братьев Ашиковых. Жалоба Омара Абдурашидова "в связи с пытками, угрозами применения пыток и давлением со стороны силовиков" была подана в ЕСПЧ 3 сентября 2019 года.

Сапият Магомедова возмущена тем, что спецслужбы устроили слежку за адвокатами Ашиковых

Сотрудники правоохранительных органов, часть из которых была вооружена, требовали от Сапият Магомедовой открыть дверь в ее съемную квартиру в Махачкале примерно в 00.15 мск 28 августа. Среди стучавших в ее дверь она узнала следователя, который входит в состав группы по расследованию дела в отношении братьев Ашиковых и Омара Абдурашидова, рассказала 28 августа корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.  

"За несколько минут до этого в квартире зазвенел звонок. Это был рабочий телефон другого адвоката, Али Гаджиалиева, который тоже представляет интересы Ашиковых. Али забыл его днем, когда был в гостях. На звонок я не ответила, так как это был не мой телефон, а просто выключила трубку", - рассказала Сапият Магомедова.

Сотрудники ФСБ стучали так сильно, что Сапият Магомедова подумала, что ее двери взламывают. Она не стала открывать, опасаясь провокации или подкидывания запрещенных предметов. Кроме того, в квартире у нее находились материалы по уголовным, гражданским и другим делам клиентов, доверителей, чьи интересы она представляет. Как отметила Магомедова, санкционированный обыск силовики проводить не собирались, так как для его проведения у адвоката необходимо присутствие представителя Адвокатской палаты республики, а среди пришедших его не было.

Адвокат является спецсубъектом права, и для проведения обыска у него необходимо присутствие представителя адвокатской палаты, подтвердил и адвокат Шамиль Магомедов, сотрудничающий с Правозащитным центром "Мемориал". "Уголовное дело в отношении адвоката возбуждается лишь с согласия руководителя СК республики", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката описаны в статье 450.1 УПК РФ, пояснил адвокат. Согласно этой статье, обыск, осмотр и выемка у адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) "производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого" и "на основании постановления судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации".

Считая, что сотрудники ФСБ действуют несанкционированно, они, по предположению адвоката, без законных оснований проводили оперативно-разыскные мероприятия, то есть прослушивали ее телефон, вели наблюдение, выслеживая ее местонахождение.

Сапият Магомедова в эту же ночь написала жалобы в Генпрокуратуру, прокуратуру Дагестана, в ФСБ России и Следственный комитет России, а также президенту Адвокатской палаты республики. В жалобе она пояснила, что сняла квартиру в Махачкале совсем недавно и проживает в ней, только когда приезжает по рабочим вопросам в Махачкалу. Постоянное место жительства у нее в Хасавюрте.

Силовики провели у дверей Магомедовой, по ее оценке, более часа. Ближе к 09.00 утра к ней опять постучал следователь, рядом с ним находился неизвестный ей мужчина. Адвокат, прежде чем открыть дверь, вновь позвонила дежурному прокурору, на этот раз ей ответили.

"Прокурора совсем не смутило, что в полночь ко мне настойчиво стучался следователь, чуть не выломав дверь. Он просто спокойно спросил, что, если я уверена в том, что это следователь, то почему я ему не открыла", - пересказала Сапият Магомедова разговор с дежурным прокурором.

В дневное время она решилась открыть дверь следователю, который дожидался у ее дверей какое-то время. "Он сообщил, что приехал вручить уведомление по делу Ашиковых об окончании следствия. Причем вручить не мне, а адвокату Али Гаджиалиеву. Хотя Гаджиалиев никакого отношения к этой квартире не имеет. Мы только представляем интересы одних людей по одному делу. Я поинтересовалась, зачем ко мне приходить в сопровождении вооруженных людей, чтобы что-то вручать Гаджиаливу. У меня он просто забыл свой рабочий телефон. Следователь так и сказал, что им скинули [номер] телефона Гаджиалиева, и они отследили его местонахождение", - рассказала Сапият Магомедова.

"Как только мы приступили к защите Ашиковых, мы чувствовали, что за нами ведется слежка, мы заявляли об угрозах, давлении. Но это ночное вламывание ко мне в квартиру доказывает, что наши разговоры прослушивают, а номера телефонов отслеживают", - считает адвокат.

С учетом этих новых обстоятельств, которые удалось выяснить Магомедовой, утром 28 августа она намерена дополнить свою жалобу и добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов, которые, по ее мнению, незаконно проводят оперативно-разыскные мероприятия в отношении адвокатов.

"Я расцениваю эти действия как попытку оказания давления на меня, на Гаджиалиева за то, что мы защищаем Ашиковых. Следователи не могут быть нормальными процессуальными оппонентами и прибегают к таким методам", - предположила адвокат.

Магомедова борется за приобщение материала о пытках Абдурашидова к основному делу

Из трех дагестанских адвокатов братьев Ашиковых в деле остался только Али Гаджиалиев. Адвокаты Муса Сусланов и Сапият Магомедова были отстранены от дела руководителем следственной группы еще в январе этого года.

3 февраля Сапият Магомедова сообщила, что руководитель следственной группы, расследующей дело братьев Ашиковых и Омара Абдурашидова, распорядился отстранить ее от дела. По мнению следствия, Магомедова, ранее представлявшая Омара Абдурашидова, не может из-за конфликта интересов теперь защищать Раипа и Зиявудина Ашиковых. Тогда же ей стало известно, что в конце прошлого года руководитель следственной группы обратился в министерство юстиции Дагестана для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что она отказывалась давать подписку о неразглашении данных предварительного следствия. Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" адвокаты тогда посчитали незаконной попытку вывести Магомедову из данного процесса. Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Дагестана прекратила дисциплинарное производство в отношении Сапият Магомедовой.

"От дела меня отвели, но представлять интересы Ашиковых я продолжаю", - пояснил 28 августа корреспонденту "Кавказского узла" Муса Сусланов.

Как объяснила Сапият Магомедова, они отведены только от участия в следственных действиях. "Мы по-прежнему являемся защитниками братьев Ашиковых, так как от наших услуг никто не отказывался. Я отведена от участия в следственных действиях, но после завершения предварительного расследования должна быть допущена к ознакомлению с материалами дела и дальше смогу защищать моих доверителей", - пояснила она.

Сапият Магомедова также заявила, что не согласна с позицией следствия об отстранении ее от дела из-за того, что адвокат защищала Абдурашидова и братьев Ашиковых, интересы которых якобы противоречат друг другу. По словам Магомедовой, она представила ордер на защиту интересов Абдурашидова, как только стало известно о его задержания, а после ареста братьев Ашиковых Абдурашидова защищала уже другой адвокат. Кроме того, отметила Магомедова, никаких противоречий у Ашиковых и Абдурашидова нет, так как обвиняемые утверждают, что первоначальные признательные показания Абдурашидовым были даны под пытками.

Магомедова пояснила, что оказывает юридическую помощь Абдурашидову, материал о пытках которого находится в Европейском суде по правам человека. "Эти два дела никак не связаны между собой. Наши ходатайства о приобщении материала о пытках Абдурашидова к основному уголовному делу были отвергнуты следователем", - добавила она.

Сапият Магомедова также сообщила, что пыталась трижды оспорить это решение руководителя следственной группы в суде, однако Советский районный суд Махачкалы отказывал в удовлетворении ее жалоб. Два предыдущих решения суда были отменены Верховным судом республики и направлялись на новое рассмотрение. 26 августа суд первой инстанции в третий раз отказался удовлетворить жалобу Магомедовой. Она намерена обжаловать и это решение.

Напомним, родные Абдурашилова и Ашиковых неоднократно проводили акции протеста, настаивая на том, что дело в отношении них сфальсифицировано.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"