Аналитики нашли связь «Стражей морали» в Европе с политикой властей Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В чеченской диаспоре много людей, поддерживающих Рамзана Кадырова и разделяющих его отношение к женщинам, считают политолог Алексей Малашенко и правозащитница Светлана Ганнушкина. Появление «Стражей морали» обусловлено консервативным образом жизни чеченцев, считает активист Руслан Кутаев, который также отметил влияние властей Чечни на диаспору.
Как писал "Кавказский узел", 14 августа стало известно, что силовики в Австрии задержали пятерых мужчин и женщину, в возрасте 19-37 лет, подозреваемых в создании преступного сообщества и "причинении множественных телесных повреждений". В группе "Стражи морали" есть и другие участники, предположили полицейские.
По версии полиции, группировка "Стражи морали" возникла в начале 2020 года, на счету ее членов не менее 10 случаев запугивания и избиения членов чеченской диаспоры в Вене и Линце. Жертвами в основном становились женщины, иногда их партнеры и семьи, которым ставили в вину "аморальное" или "слишком западное" поведение. Члены группировки отслеживали в соцсетях публикации фотографий и видео с пляжа и вечеринок, а затем рассылали угрозы. Всего в деле фигурируют 10 пострадавших, сообщило управление полиции Австрии.
Ценности, прививаемые в семье, являются причиной создания группировок «Стражей морали» в чеченской диаспоре Европы, считает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко.
«В чеченской диаспоре действительно существуют такие группировки. Мне об этом рассказывали чеченцы, живущие в Париже, Стокгольме и других городах Европы. Они мне рассказывали истории, когда молодых чеченок возвращали в Чечню из-за поведения, не отвечающего канонам морали. Это делалось через семьи девушек. То есть чеченские семьи в Европе живут точно такими же традициями, как в Чечне. Это результат прививаемых в семье ценностей. Но при этом уезжающие в Европу чеченки хотят жить по местным правилам. И вот здесь возникает такой конфликт», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Алексей Малашенко.
Он отмечает, что конфликт возникает также в результате более быстрой адаптации чеченских женщин. «Они более гибкие, легче осваивают язык, легче находят работу. Все это труднее дается мужчинам, которые часто даже не работают. А женщины достаточно активны. И в результате этого мужчины начинают запрещать им разные вещи. Это тоже причина конфликта. Но он абсолютно естественный конфликт, потому что перенос чеченских традиций в Европу невозможен. Эти традиции не усваиваются в Европе. От них отказываются женщины, особенно молодые. Это вызывает протест в семье, у мужчин. Это некий социокультурный феномен. Женщины готовы к новой, более современной культуре, а мужчины - нет», - пояснил Малашенко.
Для Рамзана Кадырова и его окружения сохранение традиций – фактор консолидации общества вокруг него. Те дамы, которые уезжают в Европу и живут по-современному, вызывают раздражение у всех. Для Кадырова это похоже на разрушение
Он уверен, что существование подобных группировок не напрямую, но связано с политикой властей Чечни. «Часть чеченской диаспоры поддерживает Рамзана Кадырова и его политику. Часть диаспоры просто находится под влиянием руководства Чечни. И в таких условиях на них влияет та политика, которую ведут власти, культивируя достаточно строгие нормы морали. Для Рамзана Кадырова и его окружения сохранение традиций – фактор консолидации общества вокруг него. Те дамы, которые уезжают в Европу и живут по-современному, вызывают раздражение у всех. Для Кадырова это похоже на разрушение: они уехали из Чечни, не соблюдают традиции, и им там лучше. Поэтому Кадыров не против давления на чеченцев диаспоры», - объяснил профессор.
Возникновение и существование в чеченской диаспоре Европы таких групп, как «Стражи морали», глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина объясняет двумя факторами.
«Там очень много кадыровцев и людей, которые симпатизируют руководству Чечни. В чеченской диаспоре оказалось много людей, которые поддерживают Рамзана Кадырова, его режим и в том числе его отношение к женщинам. Это стало причиной того, что Европа не очень-то и разбиралась в вопросе, кому давать убежище, а кому – нет. Нас мало слушала в этом вопросе», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Светлана Ганнушкина.
Второй фактор, по ее мнению, это желание чеченцев сохранять свои традиции. «Люди, оказавшись в другой среде и не умея приспособиться к ней по-настоящему, стремятся сохранить свои представления о том, что хорошо, а что – плохо. Я не могу назвать это традициями, поскольку многое из этого – не традиция. Эти люди хотят таким образом сохранить свою особенность, ту особенность, которую они представляют. Но почему-то, когда речь идет о морали, интересует только мораль женщин, а мораль мужчин – нет. Мораль мужчин никого не интересует, к ним нет претензий», - отметила Ганнушкина.
Можно сказать, что Рамзан Кадыров добился контроля над частью чеченской диаспоры. Но отчасти представители диаспоры сами захотели оказаться под его контролем
По ее словам, религиозные убеждения, ценности, прививаемые в семье, общение с радикально настроенными сверстниками в Интернете в последнюю очередь влияют на существование «Стражей морали» в чеченской диаспоре. «В целом мужчины в новой среде хуже адаптируются, чем женщины. И мужчины, видя, что женщина уже говорит на местном языке, нашла себе новый круг общения, новых знакомых и хорошо чувствует себя в этой новой среде, начинают давить на женщин. На это также влияет медиа-образ Чечни, где власти культивируют очень строгие нормы морали и публичное унижение за их неисполнение. Можно сказать, что Рамзан Кадыров добился контроля над частью чеченской диаспоры. Но отчасти представители диаспоры сами захотели оказаться под его контролем», - подчеркнула Ганнушкина.
Группировки наподобие «Стражей морали» существуют из-за консервативного образа жизни чеченцев, считает президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.
«Власти Чечни действительно имеют влияние на чеченскую диаспору. Там есть группировки, представители которых не скрывают, не стесняются своей связи с руководством Чечни. Как бы странно это ни было. Да, какая-то часть находится под контролем руководства республики. Но я бы не хотел связывать существование группировок «Стражей морали» с влиянием властей Чечни. Традиции и обычаи чеченцев не зависят от руководства республики. Чеченское общество достаточно консервативное, в семье всегда культивируется образ консервативной женщины закрытого типа, образ сурового мужчины, который все невзгоды, трудности переносит с достоинством. Это все не придумано, это то, через что прошло чеченское общество», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Руслан Кутаев.
Чеченские власти не навязывают жестокие меры морали, но при этом в республике культивируется консервативный образ чеченки. И самое главное, что общество это приветствует
Он уверен, что существование подобных группировок в чеченской диаспоре напрямую не связано с руководством Чечни. «В этом я обвинять руководство республики не могу. В самой Чечне есть много свободно одетых, накрашенных женщин, и порой возникает ощущение, что это Франция или Бельгия. Я много времени провожу в Чечне и все это вижу. Но и есть много консервативно одетых женщин. Чеченские власти не навязывают жестокие меры морали, но при этом в республике культивируется консервативный образ чеченки. И самое главное, что общество это приветствует. То есть власти это культивируют, поскольку этого хочет общество. А то, что происходит в диаспоре, это выбор представителей диаспоры», - отметил Руслан Кутаев.
Он добавил, что представители подобных группировок сами хотят распространять строгие нормы морали. «Это их чаяния - быть и заставить других быть такими. Это результат такого воспитания, рассказов родителей о консервативном образе жизни чеченцев. Хорошо, когда человек не забывает традиции своего народа, но я не могу одобрить то, что делают представители группировок. Публиковать фотографии чеченок, унижать их неправильно», - подчеркнул Руслан Кутаев.
Задержанные члены группировки "Стражи морали" имеют отдаленное представление о чеченских традициях, соблюдения которых требуют от уроженок Чечни, рассказали ранее «Кавказскому узлу» представители диаспоры. По их словам, подобные группировки "хранителей нравов" действуют также во Франции, Бельгии и Германии.
Ранее правозащитники констатировали усиление влияния Кадырова на чеченские диаспоры за счет использования метода коллективной ответственности. По их словам, беженцы никогда не забывают о том, что в Чечне остались их родные и что на них может быть оказано давление.
Напомним, подобные группировки существуют и на Северном Кавказе. Так, на странице паблика "Карфаген" в соцсети "ВКонтакте" публиковались фотографии чеченок из их аккаунтов, а участники группы призывали родных девушек "разобраться" с ними. На фотографиях участники "Карфагена" сами закрашивали непокрытые части тела девушек, но не их имена. Это позволяло вступить в травлю жертвы всем, кто состоял в группе. В сентябре 2017 года стало известно, что паблик "Карфаген" внесен в реестр запрещенных ресурсов, говорится в справке "Кавказского узла" "Карфаген": традиции и травля в Чечне и Дагестане". Отметим, что еще в 2010 году в Чечне, которая задала тренд "борьбы за нравственность", обстреливали из пейнтбольных ружей женщин, которые появлялись в общественных местах с непокрытой головой. Комментируя нападения, Рамзан Кадыров заявил, что поблагодарил бы организаторов этих акций.