Продлен арест ростовским Свидетелям Иеговы*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Как писал "Кавказский узел", Александр Парков, Вилен Аванесов и Арсен Аванесов были задержаны 22 мая 2019 года. Они обвинены в организации деятельности экстремистской организации. 20 мая Рособлсуд продлил им сроки ареста до 19 августа. Ознакомление обвиняемых с материалами дела затягивается в СИЗО не по их вине, а покинуть Россию и повлиять на свидетелей они не смогут, заявили адвокаты.
Ростовский областной суд 18 августа рассмотрел ходатайства следователя о продлении ареста Арсену и Вилену Аванесовым, а также Александру Паркову. Заседания суда состоялись в разных залах, войти позволяли только небольшому числу посетителей в медицинских масках и при соблюдении социальной дистанции. Поддержать обвиняемых пришли только их родственники, передал корреспондент "Кавказского узла" из зала суда.
Он отметил, что следователь говорит стандартные фразы о тяжести преступления, в котором обвиняется Арсен Аванесов. "Но тяжесть преступления не может служить единственной причиной, чтобы оставить крайнюю меру пресечения", — сказал Копылов. "Решение... будем обжаловать", — добавил он.
По словам Копылова, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, обвиняемых нельзя держать в СИЗО более 18 месяцев без передачи дела в суд. Он считает, что Арсен Аванесов за оставшееся время не успеет ознакомиться с материалами дела. "Мой подзащитный успел ознакомиться только с половиной дела", - заметил Копылов.
В другом зале рассматривалось дело Вилена Аванесова, отца Арсена. Он сообщил, что родился в 1952 году в Баку, женат, имеет взрослых детей, до ареста постоянно проживал в Ростове-на-Дону и является пенсионером.
Следователь Антон Рязанцев указал в ходатайстве, что оснований для изменения меры пресечения Вилену Аванесову нет, поскольку тот обвиняется в совершении тяжкого преступления, предусматривающего до 10 лет лишения свободы. Он также заявил, что обвиняемым необходимо провести несколько месяцев в СИЗО, чтобы до конца изучить материалы уголовного дела.
"Обвиняемый является старейшиной Свидетелей Иеговы* и может оказывать давление на свидетелей. Под страхом наказания обвиняемый Аванесов может скрыться от органов следствия и суда и воспрепятствовать производству по делу", — сказал Рязанцев.
По мнению адвоката Вилена Аванесова Романа Какасьева, суду необходимо было отклонить ходатайство следствия, так как оно необоснованно. Он также указал, что у следователей нет доказательств того, что Вилен Аванесов намерен скрыться.
"Не содержится никаких объективных, конкретных и фактических данных о том, что мой подзащитный занимался какой-то экстремистской деятельностью. Все обвинение основано на том, что мой подзащитный исповедует религию Свидетелей Иеговы*. Данная религия и ее вероисповедание в нашей стране не запрещены", — отметил Какасьев. По его словам, в материалах дела есть факты, что Аванесов исповедует эту религию, что у него происходили встречи с единоверцами. "Данная мирная деятельность не может считаться преступной. Каких-либо данных, что мой подзащитный совершал какие-то экстремистские действия, нет", — указал адвокат.
Какасьев заявил, что с учетом преклонного возраста Аванесова, его хронических заболеваний, наличия семьи и постоянного места жительства, отсутствия судимости, Вилену Аванесову следует назначить меру пресечения в виде домашнего ареста.
В своем вступлении Вилен Аванесов заявил, что не совершал ничего экстремистского. "Я уже год и три месяца нахожусь под стражей за то, что я — Свидетель Иеговы*. Такая мирная деятельность ни в одном цивилизованном государстве не может считаться уголовным преступлением... Я не был экстремистом, я — христианин и стараюсь жить по Божьим заповедям. Ввиду вышесказанного прошу освободить меня из-под стражи", — высказался пожилой мужчина.
В результате судья согласилась с доводами обвинения и продлила содержание под стражей Аванесову до 19 ноября. "С решением не согласны. По закону в течение трех суток можно жалобу подавать. Мы будем подавать ее уже завтра в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в Сочи", — сказал Какасьев.
Адвокат указал, что дело уже четыре месяца находится на стадии ознакомления подсудимых с материалами дела. По словам Какасьева, ознакомление с делом идет медленно. "Обвиняемые ознакомились только с тремя томами и частью физических доказательств, то есть за четыре месяца меньше половины. За два месяца обвиняемые должны полностью ознакомиться с оставшейся половиной дела, чтобы его можно было передать в суд", — сказал адвокат.
Он отметил, что обвиняемые не затягивают ознакомление с делом. "Вопрос в том, насколько часто следователи ходят в СИЗО и сколько времени дают обвиняемым на то, чтоб они читали. Я сомневаюсь, что в течение двух месяцев есть возможность успеть (ознакомиться с делом)", — считает Какасьев.
По словам адвоката, его подзащитный не жалуется на условия содержания в СИЗО, а проблемы с посещением изолятора возникали только во время ограничений из-за коронавируса в апреле и мае.
На главной странице "Кавказского узла" не менее чем шесть раз в сутки обновляется карта, на которой указано число зараженных на юге России. Динамика распространения коронавируса, в том числе в Ростовской области, отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Суд также удовлетворил ходатайство следователя о продлении ареста Александру Паркову до 19 ноября. "Будем обжаловать. Считаем решение суда незаконным и необоснованным", — сказала его адвокат Алена Бородина.
Родные Свидетелей Иеговы* пожаловались на безденежье
После окончания заседания супруга Александра Паркова Галина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что 17 августа она из подозреваемой стала обвиняемой по статье об участии в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК России). Назначена подписка о невыезде, сказала Паркова.
Она рассказал о материальных трудностях после ареста мужа и блокировки ее счетов в банке. "Мой заработок — 15-17 тысяч рублей, я занимаюсь уборкой помещений как самозанятая. Раз в месяц отправляю в СИЗО посылку мужу на 10 тысяч примерно", — сказала Паркова. По словам верующей, без помощи друзей, которые помогают эти посылки собирать, она бы не справилась. На здоровье 53-летнего Александра Паркова малоподвижный образ жизни в СИЗО сказывается отрицательно, сказала Паркова.
"Свидания у нас запрещены, я мужа ни разу не видела. Муж болен, у него вторичный иммунодефицит, проблемы с сосудами. Мы ему носим сосудистые лекарства", — сказала Паркова.
"Супруг и сын 15 месяцев находятся под арестом, мне живется очень плохо", — сказала корреспонденту "Кавказского узла" жена Вилена Аванесова и мать Арсена Аванесова Стелла. "Основным добытчиком был сын — он работал, поддерживал нас, мы с мужем на пенсии... Мне нужно ходить в СИЗО, собирать передачки. Все коммунальные услуги, обслуживание дома — на мне. Моя пенсия — 9000 тысяч рублей, а коммунальные платежи — 5000 тысяч рублей. У нас частный дом. С апреля разрешили получать пенсию мужа — нотариус ходил в СИЗО и оформил на меня доверенность", — рассказала Аванесова. "Возможности посещать мужа в СИЗО нет, письма тоже не приходят. С февраля не видела мужа", — посетовала она.
Министерство юстиции в апреле 2017 года добилось в Верховном суде решения о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, говорится в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", опубликованной на "Кавказском узле".
Ростовская область не является «рекордсменом» по гонениям Свидетелей Иеговы*, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель "Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы*" Ярослав Сивульский. «Недавно в Воронежской области провели свыше ста обысков... Сейчас «победителем» в этом своеобразном первенстве является как раз Воронежская область», - отметил он. Сивульский подчеркнул, что преследования верующих происходят волнообразно и во многом зависят от личной активности местных силовиков.
Силовики провели более 110 обысков в Воронежской области. Они изъяли у них много запрещенной к распространению в России литературы, а таже иные документы и предметы, в том числе электронные носители, сообщило 13 июля следственное управление Следственного комитета России по Воронежской области.
Журналист и политик Максим Шевченко объяснил преследования верующих стремлением местных силовиков продемонстрировать свою нужность. "Местному ФСБ нужно показать, что оно работает. А поскольку, кроме этих несчастных верующих больше преследовать некого, они обрушились на Свидетелей Иеговы*", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России* "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.