Правозащитники раскритиковали власти Грузии за отказ от расследования событий августовской войны

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Грузинские власти устранились от собственного расследования конфликта в Южной Осетии и даже не составили списка пострадавших, указали правозащитники. Прокуратура Гаагского суда уже 12 лет занимается расследованием этого дела, но пока не завершила его, а жертвы войны не получили компенсации.

Как писал "Кавказский узел", на границе Грузии и Южной Осетии в преддверии 12-й годовщины начала "Пятидневной войны" прошли три акции протеста, участники которых выступили за территориальную целостность Грузии.

8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. После завершения боевых действий президент России подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. В свою очередь 28 августа 2008 года парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Год назад, 8 августа 2019 года, сотни жителей Южной Осетии и Грузии стали участниками траурных мероприятий, посвященных 11-летию конфликта в августе 2008 года. Россияне поддержали единство Грузии на акции в Тбилиси.

Число жертв Пятидневной войны не подсчитано

Во время предварительного расследования, которое длилось с 2008 по февраль 2016 года, следователи прокуратуры Международного гаагского суда (МУС) определили 20 тысяч жителей Грузии как жертв конфликта. Еще около 100 человек, по мнению суда, являются жертвами конфликта со стороны Южной Осетии, указал корреспонденту "Кавказского узла" менеджер проекта "Международное партнерство по правам человека" (IHPR) Симон Папуашвили.

Прокуратура проводит расследование по трем эпизодам: этническая чистка грузинских сел, обстрел грузинскими войсками штаба российских миротворцев и обстрел грузинскими войсками гражданских объектов в Цхинвали, уточнил Папуашвили. Он отметил, что расследование было начато на основании публичной информации о войне. По его словам, это одно из легальных оснований для рассмотрения дела наряду с заявлением от того или иного государства или частными жалобами пострадавших.

Точное число жертв войны со стороны Грузии до сих пор не определено, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель НПО "Центр прав человека" Алеко Цкитишвили. "Причина во многом в бездействии грузинской стороны. Правительство Грузии могло бы, по крайней мере, учесть всех жителей, которые пострадали от конфликта, и представить списки в Гаагу для уточнения количества потерпевших", - указал он.

В настоящее время правительство Грузии не ведет никакой работы по составлению списка потерпевших, подчеркнул Цкитишвили. "Составлением списков до сих пор занимаемся мы - неправительственные организации и правозащитники. Именно от нас постоянно следователи МУС получают дополнение к спискам жертв и новые показания", - заявил он.

Активное расследование велось во время президентства Михаила Саакашвили, но затем было свернуто, заявил бывший советник президента Грузии Давид Бериташвили. "Михаил Саакашвили активно помогал мне в поисках потерпевших, устраивал поездки в поселки для внутренне перемещенных лиц. Но после его отставки в 2013 году я был уволен, моя работа свернулась, и когда я попытался передать собственную информацию правительству Иванишвили, мне сказали что эти данные им не нужны", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Давид Бериташвили.

Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями. Подробная информация о "Пятидневной войне" 2008 года размещена на "Кавказском узле" в разделе "Справочник".

Исследователь насчитал 5000 разрушенных грузинских домов

Давид Бериташвили продемонстрировал корреспонденту "Кавказского узла" изображения спутниковых карт Google Earth Pro, на которых сопоставил разрушения в грузинских селах и в Цхинвале. "Если сравнить снимки высокого разрешения, то вы увидите, что села, где грузины составляли большинство, разрушены полностью - там не осталось ни одного дома", констатировал Бериташвили.

На снимках видно, что если на спутниковых снимках 2007 года дома в этих селах были целы, то в 2011 году они были полностью разрушены. "Всего там было разрушено пять тысяч домов. Каждый дом мною учтен. Я сделал интерактивную карту, и пользователи могут увидеть, в каком доме какая семья жила", - указал Давид Бериташвили.

Он рассказал, что получал информацию от вынужденных переселенцев. "Я привозил им карты и просил людей указать, кто где жил. Я получил тысячи писем с данными о 19 тысячах человек, которые проживали в этих домах. В случае разбирательства в Гааге я могу представить всю информацию, вплоть до личных номеров беженцев", - отметил Бериташвили. Речь идет о 21 селе: Тамарашени, Квемо Ачабети, Кехви, Кемерти, Ванати, Авневи, Земо Ачабети, Ксуиси, Дзарцеми, Берула, Эредви, Курта, Нули, Свери, Аргвици, Приси, Хеити, Эргнети, Земо Приси.

Результаты своих исследований Бериташвили предоставил организации "Transparency International Грузия". Прокуратура Международного уголовного суда опросила Давида Бериташвили, и хотя он и не был во время войны в Цхинвальском регионе, его вызвали в суд для дачи свидетельских показаний.

Грузия ожидает решения Гаагского суда

Правительство Грузии не ведет собственного расследования, указал Симон Папуашвили. "В 2015 году правительство Грузии направило письмо в Гаагу, в котором объяснило, что не может проводить расследование на территории Южной Осетии и Абхазии, поэтому самоустраняется от дальнейшего проведения расследования", - сообщил Папуашвили.

По его мнению, этим власти Грузии усложнили правовое положение жертв войны. "Когда будет рассмотрено дело в Гааге, мы не знаем. В Римском статуте не определены сроки расследования. В этом случае крайне важно было бы наличие судебного решения о военных преступлениях со стороны национальной юстиции. Но этой оценки нет, и таким образом, получается, что виновники войны до сих пор не осуждены ни одним судом мира", - пояснил Папуашвили.

Этап основного расследования в МУС длится уже более четырех лет, с февраля 2016 года. Следующим этапом должно стать рассмотрение дела в суде. "Первая стадия завершилась решением о приемлемости этого дела. В этом большую роль сыграла позиция пострадавших во время конфликта, большинство из которых заявили о том, что дальнейшее расследование защищает их интересы. Если бы большинство сказало, что расследование противоречит их интересам, то расследование свернулось бы", - указал Папуашвили.

Рассмотрение дела в Гааге затянулось, заключил он. "МУС вообще подорвал доверие к себе, поскольку уже 12 лет не может даже приступить к рассмотрению дела по существу", - заявил Папуашвили.

В 2018 году правозащитники назвали расследование прокуратуры МУС провальным. Следователи Международного уголовного суда за десять лет не достигли результатов в расследовании вооруженного конфликта в Южной Осетии, многие доказательства за это время утрачены. Жертвы конфликта остаются в бедственном положении и не верят в восстановление справедливости на фоне того, что Россия и Южная Осетия отказались способствовать расследованию, заявили правозащитники на встрече в Гааге.

Алеко Цкитишвили считает, что Грузия, тем не менее, не отказалась от намерения предать суду виновников конфликта. "Да, правительство Грузии очень непродуктивно сотрудничает с МУС, но, по крайней мере, оно не мешает гражданскому обществу собирать материалы. Кроме того, прокуратура Грузии не может установить факты на оккупированной территории, так что дождаться решения МУС и уже на этом основании выносить свое решение - это позиция, не лишенная логики", - заявил Цкитишвили. 

Нерешенность вопроса о войне 2008 года угрожает системе международного права, считает руководитель НПО "Приоритет прав человека" Лия Мухашаврия. "Это был беспрецедентный шаг: введение войск на территорию страны-члена Совета Европы. Это порождает правовой нигилизм", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".

Мухашаврия не согласна с мнением, что МУС затягивает расследование. "Они приезжают в Грузию, проводят интенсивные встречи с правозащитными организациями, собирают информацию. Так что в обозримом будущем, в течение двух-трех лет, можно ожидать, что мы увидим начало судебного разбирательства преступлений, допущенных во время войны 2008 года", - полагает Лия Мухашаврия.

Грузинские аналитики раскритиковали позицию России

Россия, со своей стороны, отказалась от контактов с МУС. 16 ноября 2016 года правительство РФ отказалось от намерения ратифицировать подписанный Римский статут после того, как прокурор МУС заявил, что "ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией", говорится в публикации "Новой газеты" от того же дня. Как отмечает Симон Папуашвили, Россия сделала невозможными следственные действия и в Южной Осетии.

Позиция России выглядит парадоксальной, считает Симон Папуашвили. "Фактически Россия отказалась от своих заявлений о том, что привлечет руководство Грузии к суду за события в 2018 году. То есть это отказ от какой-либо оценки той войны", - заключил Папуашвили. Запретив следственные действия Международного уголовного суда на своей территории, Россия закрыла возможность признания жертвами войны раненых и погибших российских миротворцев, добавил он. "Насколько я знаю, ни российский, ни один международный суд не рассматривает факта гибели российских миротворцев в Цхинвальском регионе", - указал Симон Папуашвили.

Политолог Ника Читадзе считает, что нежелание признавать жертвами войны собственных миротворцев свидетельствует не в пользу России. "Любое рассмотрение в суде приведет к тому, что будет установлено: миротворцы погибли не до, а после того, как 58-я армия вторглась в Грузию через Рокский тоннель", - уверен Ника Читадзе.

Правозащитники рассказали об источниках компенсаций жертвам войны

После рассмотрения дела в Гаагском суде встанет вопрос о наказании виновных. "Гаагский суд ставит своей целью наказать высших должностных лиц, виновных в военных преступлениях. В случае признания виновными глав государств всем государствам-членам ООН будет разослана директива о задержании или Саакашвили, или Путина для передачи их Страсбургскому суду", - сообщил Симон Папуашвили. Компенсация пострадавшим будет выплачена за счет фонда ООН для жертв военных преступлений, отметил он.

Кроме Гааги, решение о компенсации может также определить и Суд по правам человека ООН, сообщил Алеко Цкитишвили. В настоящее время 1156 граждан Грузии подали иски в Страсбург о компенсации в связи с нарушением их прав во время Пятидневной войны. "Остальные ждут решения Гаагского суда, чтобы было проще доказать свою позицию", - добавил Цкитишвили.

Правозащитники Грузии заявили, что разочаровались в Международном уголовном суде, и теперь намерены обратиться в суды различных стран, чтобы установить виновных в преступлениях, совершенных во время войны августа 2008 года, утверждает Папуашвили. "Есть суды так называемой универсальной юрисдикции. Это обычные суды  - городские, окружные и прочие - в системе правосудия многих стран Европы и США. По сложившейся традиции и ввиду большого доверия к национальным системам правосудия таких стран, как Нидерланды, США, Великобритания, к этим судам прибегают граждане других стран, которые ищут справедливого решения своих вопросов", - сообщил Симон Папуашвили. 

Решения таких судов о наказании преступников могут быть реализованы посредством многих механизмов: например, подача в розыск по линии Интерпола, санкции против данного лица со стороны властей разных стран. "Однако далеко не всегда можно наказать виновного. И не наказание становится приоритетной задачей, а установление истины", - заявил Папуашвили. 

Он добавил, что гораздо легче решается вопрос о выплате компенсаций. "Выплаты могут быть осуществлены и из международных фондов, и за счет средств, изъятых путем санкций у нарушителя международного законодательства", - пояснил Папуашвили.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"