Требование снести памятник Нариманову удивило азербайджанцев в Марнеули

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Этнические азербайджанцы Марнеули не были осведомлены, что памятник азербайджанскому большевику Нариману Нариманову противоречит закону Грузии, заявили представители диаспоры. Вопрос о сносе памятника должен решаться в правовом поле, но не навредить дружеским отношениям Грузии и Азербайджана, считает эксперт по международным отношениям Ираклий Менагаришвили.

Как сообщал "Кавказский узел", в июне сотрудники Службы госбезопасности Грузии опросили главу Высшего управления мусульман Миртаги Асадова по делу о разжигании розни между грузинами и азербайджанцами в Квемо Картли и Кахетии. Вопросы, по словам Асадова, касались, в частности, реставрации памятника большевику Нариману Нариманову. 21 июля был также опрошен лидер "Грузинского марша" после акции с требованием снести памятник Нариманову в Марнеули. Если памятник будет демонтирован, это приведет к ухудшению отношений с Азербайджаном, указали опрошенные "Кавказским узлом" политологи.

Памятник Нариману Нариманову был установлен в Марнеульском муниципалитете в 1970-х годах.  После заявления властей о планах снести его из-за действия в Грузии запрета на фашистскую и советскую символику, марнеульцы провели акцию протеста. Власти приняли решение отреставрировать памятник, сообщил 19 мая телеканал "Азербайджан 24". Памятник был приведен в порядок, заявила в начале июля глава НПО "Союз азербайджанских женщин" Лейла Сулейманова.

Решение вопроса, связанного со сносом памятника, необходимо временно оставить, чтобы стих ажиотаж, считает руководитель неправительственной организации "Союз азербайджанских женщин" Лейла Сулейманова. По ее словам, в целом азербайджанская диаспора спокойно реагирует и старается относиться с понимаем к этому вопросу.

Однако требование о сносе Сулейманова и ее знакомые сочли слишком настойчивым, поэтому отстоять памятник стало "делом принципа". "Памятник [Нариманову] стоял при советской власти и после нее, а сносить потребовали два года назад - до этого никто не говорил, что памятник нарушает закон и что есть сам закон", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Лейла.

Сулейманова связала ситуацию вокруг памятника Нариманову с комплексом "Давид Гареджи".

Спор о границе между Азербайджаном и Грузией в районе монастырского комплекса "Давид Гареджи" обострился в апреле 2019 года. Грузинские активисты неоднократно проводили акции протеста на этом участке. Они, как и Грузинская патриархия, настаивают, что монастыри Удабно и Чичхитури находятся на грузинской территории. В октябре 2019 года Азербайджан открыл там новую пограничную заставу, объяснив это необходимостью "оберегать историко-культурное наследие азербайджанского народа", говорится в подготовленном "Кавказским узлом" материале "Южный Кавказ - 2019: массовые протесты, территориальные конфликты и влияние Кремля, Анкары и Вашингтона".

Азербайджанцам в Марнеули не объяснили причину требования сноса памятника Нариманову и то, что этот памятник противоречит закону страны – "Хартии свободы", заявила корреспонденту "Кавказского узла" местная жительница, этническая азербайджанка Набат.

В Грузии с 2011 года действует закон "Хартия свободы", согласно которому в стране запрещено использование коммунистической и фашистcкой символики. Невыполнение требований закона влечет за собой предупреждение, а при повторном нарушении – штраф, сообщил "Спутник-Грузия" 6 мая 2019 года.

"Если бы изначально объяснили всем, что Нариманов – большевик, и поэтому хотят снести, и этот вопрос поставили бы менее агрессивно, вероятно, [представители азербайджанской диаспоры] согласились бы на снос […] сейчас же [сама Набат, а также ее знакомые и родственники] не поддерживают это требование, считая его ущемлением своих прав", - заявила Набат.

Она добавила, что настойчивость требования о сносе памятника говорит о том, что мнение этнических азербайджанцев не учитывают.

Все памятники большевикам в Грузии были демонтированы еще в конце 1980-х годов, но памятник Нариманову остался, поскольку "многие грузинские азербайджанцы воспринимают Нариманова не как большевика, (....) а как просветителя", отмечает ведущий эксперт грузинского Центра стратегического анализа (GSAC) Гела Васадзе. "И действительно, период жизни Нариманова в Грузии связан, прежде всего, с просветительской деятельностью в среде азербайджанцев Грузии", - цитирует политолога 18 июля азербайджанское издание "Зеркало".

По мнению Набат, вместо памятника Нариманову можно установить памятник другому выдающемуся деятелю, например, местному жителю, чье имя носит одна из улиц Марнеули – Айваза Гасанова, который смог урегулировать межэтнический конфликт и предотвратил столкновения между азербайджанцами и сванами.

Известный старейшина Борчалы Айваз Гасанов родился в 1929 году, он был депутатом Верховного совета Грузии, долгие годы работал на ответственных должностях в области сельского хозяйства, а до последнего дня своей жизни работал на должности председателя Марнеульской районной исполнительной власти. Скончался в 1990 году от болезни сердца, сообщило 4 мая 2009 года азербайджанское издание Аpa.az.

Вопрос о сносе памятника Нариманову является щепетильным, и решение по нему должно быть принято с максимальным тактом и понимаем того, что эта тема чувствительна для части жителей региона Квемо Картли, уверен эксперт по вопросам международных отношений, представитель НПО "Грузинский фонд стратегических и международных исследований"  Ираклий Менагаришвили

"Не бывает клише, к этому вопросу необходимо подойти творчески и найти способ, чтобы решить его таким образом, чтобы не навредить основному – дружеским отношениям между людьми и отношениям между правительствами Грузии и Азербайджана", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Менагаришвили.

По его словам, поиск решения – долгий процесс, а само решение необходимо принимать осторожно, чтобы оно не было воспринято, как "недружественный жест". Менагаришвили заявил, что закон должен быть исполнен, но с минимальным причинением вреда.

Принятие решения о сносе памятника должно происходить исключительно местной властью без вмешательства центрального правительства страны, считает руководитель этого же НПО Валерий Чечелашвили.

"Эту проблему должны решать местные власти и сделать так, как они считают верным. Если местные власти Марнеули – мэрия и местный орган самоуправления сочтут, что памятник Нариманову должен быть в Марнеули, то он должен там быть, а могут счесть, что есть и другие азербайджанцы, достойные увековечивания", - пояснил Чечелашвили корреспонденту "Кавказского узла".

При этом эксперт обратил внимание, что Нариманов был не только представителем Коммунистической партии, а имеет также ряд других заслуг.

Отметим, что ранее доктор военно-политических наук Вахтанг Маисая обратил внимание, что в Азербайджане чтут Нариманова, который был поэтом и общественным деятелем. "В Грузии немногие понимают суть дела: здесь для многих политиков и общественных деятелей Нариманов ассоциируется с тем, что он был главой советского Азербайджана, и они не знают, что он – поэт и многое сделал для Азербайджана в качестве литературоведа. Или не хотят это знать", - сказал Маисая корреспонденту "Кавказского узла".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"