Жительница Грузии обвинила высокопоставленных полицейских в доведении сына до самоубийства
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мать 15-летнего подростка, который покончил с собой после допроса в полиции, рассказала, что несколько высокопоставленных силовиков оскорбляли и запугивали его. О вине нескольких полицейских в доведении юноши до самоубийства заявила и омбудсмен Грузии Нино Ломджария.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2019 года Тбилисский городской суд арестовал следователя Марианну Чолоян по делу о доведении подростка до самоубийства. Заседание состоялось в больнице, где находилась обвиняемая. В феврале суд оставил ее под стражей, а защита заявила, что Чолоян вину не признает.
17 декабря 2019 года в Грузии умер 15-летний подросток, который пятью днями ранее пытался покончить с собой. Его подозревали в том, что он пробрался ночью в частную "Зеленую школу", где проучился всего несколько месяцев, и оставил надписи в учительской и других кабинетах. Подростка вызвали на допрос в качестве свидетеля, однако потом родные заявили, что на него оказывалось психологическое давление. Сотрудницу полиции обвинили в принуждении к даче показаний.
Психологическое давление на 15-летнего подростка, покончившего жизнь самоубийством, оказывали несколько сотрудников полиции, заявила 18 июля в ходе пресс-конференции омбудсмен Нино Ломджария.
"По результатам изучения материалов дела я считаю, что было оказано психологическое давление не одним сотрудником полиции, и это подтверждают показания свидетелей", - приводит ее слова "Интерпрессньюс".
Допросы подростка, который совершил самоубийство, проводились 10 и 11 декабря, а 12 он предпринял попытку покончить с собой. Он выжил, но пролежал пять дней в реанимации в коматозном состоянии, после чего 17 декабря умер, пишут "Новости-Грузия".
По данным МВД, допросы подростка велись в присутствии матери оба дня. По данным следствия, следователь оставалась с юношей наедине дважды - в первый раз мать попросили принести из дома документы, во второй раз подростка отвели в соседнее помещение на несколько минут. МВД признало лишь один случай, при этом ведомство сообщило, что беседа наедине не продлилась больше 3-4 минут.
"Указанный факт имел место до начала допроса. На самом деле он служил тому, чтобы разрядить напряженность, поскольку у несовершеннолетнего были разногласия с его матерью… Вместе с тем хочу отметить, что какие-либо другие следственные мероприятия с несовершеннолетним при участии только следователя не проводились, и любая коммуникация происходила только посредством родителей", - цитирует издание заместителя главы МВД Грузии Нино Цициашвили.
Дело в отношении следователя Марианны Чолоян продолжается. В марте на судебном заседании прокурор заявил, что двое полицейских, выступавшие свидетелями, дали показания, согласно которым в полицейском участке были созданы "депрессивные условия" для подростка. Чолоян вину отрицает.
17 июля суд выслушал последних свидетелей и просмотрел видеозаписи из полицейского участка. Брат умершего подростка настаивает, что в отношении того применялись грубые формы допроса. Однако сторона защиты продолжает настаивать на невиновности Чолоян, передает "Мтавари архи".
Мать умершего подростка Элико Чхитунидзе дала интервью телекомпании "Формула". Она рассказала, как следователь требовала признаться, что именно он совершил акт вандализма в "Зеленой школе", в противном случае угрожая, что его брата отчислят из военной академии, и он не сможет найти себе работу. Кроме того, по словам матери, следователь показывала ему переписку с его девушкой и спрашивали, хочет ли он, чтобы эта переписка была обнародована. При этом Чхитунидзе утверждала в интервью, что следователей было несколько.
По ее словам, в частности, когда сын что-то сказал слишком громко, "один из полицейских подошел сзади и начал ругать нас". "Кто-то называл нас собачьими детьми. Проклятия и угрозы сыпались со всех сторон", - утверждает Чхитунидзе. Она также рассказала, что один из сотрудников полиции вывел сына на семь минут в другое помещение.
"После этого мой сын вернулся с водянистым лицом и водянистыми глазами. Он ничего не говорил, надел капюшон и отвернулся", - призналась мать подростка.
Омбудсмен Грузии Нино Ломджария подтвердила слова Элико Чхитунидзе о давлении со стороны полиции на основании документов, запрошенных из Генеральной инспекции МВД Грузии.
"Я думаю, что, по крайней мере, в одном из эпизодов, которые связаны с попыткой повлиять на свидетеля, есть признаки преступления, когда один из сотрудников полиции пытался оказать давление на свидетелей…. Что касается других эпизодов, мы запросим информацию у главной инспекции и посмотрим, насколько адекватной была оценка в этих случаях", - сказала Ломджария.
По словам бывшего омбудсмена Грузии, руководителя НПО "Институт демократических исследований" Учи Нануашвили, на это особо следует обратить внимание. "Обратите внимание, что мать называет нескольких человек", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Нануашвили подтвердил, что правозащитники также обнаружили признаки вины более высокопоставленных офицеров.
"Вина была со стороны начальника и замначальника участка, которые позволили вести допрос в такой форме. Но следствие всю вину свалило на одного исполнителя Марианну Чолоян, которая оказалась наименее влиятельной из всех", - заявил он.
При этом он признался, что в расследовании дела важную роль сыграли журналисты. "Если бы не расследование журналистов, то не было бы никакой реакции полиции", - считает Нануашвили.
Напомним, в Тбилиси прошло несколько акций протеста после того, как стало известно о самоубийстве подростка. Участники акций заявили, что власти должны нести ответственность за случившееся. Они также отметили, что преступления в отношении несовершеннолетних стали системной проблемой государства.