Прокуратура объяснила инцидент с Бесланом Гадаевым ошибкой сотрудницы ФСИН
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат Юлия Чванова не могла отыскать уроженца Чечни Беслана Гадаева при переводе его из СИЗО в исправительную колонию во Владимирской области с 15 по 17 июня в связи с ошибкой сотрудницы СИЗО, информирует прокуратура. По мнению опрошенных "Кавказским узлом" правозащитников, "пропажа" Гадаева может быть связана с попытками администрации СИЗО заставить его отказаться от некоторых составляющих тюремной субкультуры.
Как писал "Кавказский узел", уроженец Чечни Беслан Гадаев, осужденный за участие в незаконном вооруженном формировании, по словам его адвоката Юлии Чвановой, жаловался на угрозы. Адвокат сообщила, что ее подзащитный при переводе из СИЗО в городе Владимире в исправительную колонию пропал на два дня. 15 июня ей сообщили, что Гадаев переведен в исправительную колонию, где ей, в свою очередь, заявили, что он еще не поступил. Нашли Гадаева 17 июня в СИЗО.
Беслан Гадаев, объявленный в федеральный розыск по обвинению в совершении тяжких преступлений в Грозненском районе республики, был выдан властями Украины в 2006 году.
Адвокат Беслана Гадаева Юлия Чванова рассказала 18 июля корреспонденту "Кавказского узла", что направила жалобу в связи с пропажей на двое суток подзащитного в прокуратуру, и на днях получила ответ.
"В ответе сказано, что умысла на сокрытие не было, а все случившееся - результат ошибки сотрудницы СИЗО, которая слышала о том, что Гадаев уезжает на этап. Помимо этого, прокуроры ответили на другую мою жалобу - о ненадлежащем времени содержания Гадаева в СИЗО, которое не должно было превысить трех недель, но существенно превысило этот срок, признав, что это было незаконно", - рассказала Чванова.
По ее словам, пока не получен ответ из ФСИН о том, с чем связан внезапный перевод Гадаева из Республики Коми во Владимирскую область.
Чванова также сообщила, что после того, как Гадаев был найден, ей не удавалось почти месяц встретиться с ним в нормальной обстановке - сначала, когда он был в СИЗО, на встречах присутствовали сотрудники учреждения, затем, когда его уже перевели в исправительную колонию, организовывали видео-конференц-связь. Встретиться с ним удалось лишь 13 июля.
"Беслан заявил, что в СИЗО на него оказывали психологическое давление, требовали мыть туалеты. Он даже опасался за свою жизнь", - подчеркнула адвокат.
Адвокат Татьяна Окушко подтвердила корреспонденту "Кавказского узла", что требование мыть туалетов нередко используется сотрудниками пенитенциарных заведений для оказания психологического давления на заключенных, в том числе выходцев из Чечни и Ингушетии.
"Насколько я знаю из своей практики, они категорически против подобных работ, считают это зазорным, предпочитают пререкаться и даже попадают в ШИЗО. И если сотрудники ФСИН специально предлагают это чеченцу, то это именно устрашение, психологическое давление", - подчеркнула она.
Сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" и комитета "Гражданское содействие" Оюб Титиев предположил, что перевод Гадаева во Владимирскую область едва ли можно назвать случайным.
"За месяц до того жена Гадаева просила перевести его из Республики Коми, где он тогда отбывал наказание, поближе к области, где она живет, но получила отказ. И вдруг месяц спустя этот перевод", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла", отметив, что у Владимирской области есть дурная слава региона, куда специально свозят заключенных-кавказцев, чтобы "выбить" из них показания.
Председатель межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что Владимирская область - единственный регион, где "исчезают" заключенные. По его мнению, "исчезновение" Гадаева и требования к нему сотрудников пенитенциарного учреждения могут быть взаимосвязаны.
"Действительно, есть заключенные, считающие, что подобного рода работы являются унизительными. Задача администрации — заставить их вести себя по-другому, отказаться от этих элементов блатной субкультуры. Но проблема здесь в том, что эту вполне законную цель могут пытаться достичь с помощью незаконных средств. За подобными «исчезновениями» часто кроется не преступный умысел, а умысел вполне законный - заставить заключенного отказаться от приверженности этой преступной субкультуре. Другое дело, что делается это незаконными средствами", - заключил он.
Какими-либо комментариями официальных представителей УФСИН по Владимирской области относительно данных адвоката и правозащитников "Кавказский узел" пока не располагает.