Основатель Gulagu.net пожаловался на угрозы от выходцев из Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Живущий во Франции основатель Gulagu.net Владимир Осечкин сообщил об угрозах после публикаций о чеченских криминальных авторитетах и связях руководства Чечни с криминальными кругами. Российские правоохранительные органы объявили Осечкина в розыск.
Как писал "Кавказский узел", Осечкин за день до решения суда о его заочном аресте опубликовал информацию о бригаде киллеров, которая прибыла в Москву из Грозного "для нейтрализации остатков оппозиции". Осечкин связал уголовное преследование с попытками спецслужб взять под контроль его правозащитный проект.
3 июля Головинский районный суд Москвы заочно арестовал Осечкина на два месяца по делу о мошенничестве, 6 июля на это решение была подана жалоба, а 13 июля дело было направлено в апелляционную инстанцию. Как следует из карточки дела на сайте суда, Осечкина обвиняют в мошенничестве, совершенном группой лиц или с причинением значительного ущерба (часть 2 статьи 159 УК).
Основателя Gulagu.net преследуют на родине
Против основателя правозащитного проекта Gulagu.net Владимира Осечкина поданы два иска о защите чести и достоинства. О подаче исков Осечкин узнал 13 июля, истцами выступают замначальника УФСИН по Мордовии Игорь Видашев и гражданин Лапиков, должностной статус которого неизвестен. Осечкин объявлен в России в розыск, он проживает во Франции, где в 2016 году получил политическое убежище, сообщил сам правозащитник "Кавказскому узлу".
На момент отъезда Осечкина из России в 2015 уголовное дело о мошенничестве уже было на него заведено, однако 2016 году Осечкину пришло уведомление, что его причастность к уголовному делу о мошенничестве не доказана. "При ознакомлении с двумя томами уголовного дела, возбужденного в 2019 году, мы выяснили, что 17 заключенным задавали навязчивые вопросы о покупке страховых полисов. Заключенные покупали полисы в целом ряде страховых компаний, но при этом рекламу они видели на Gulagu.net, - поэтому они считают, что Осечкин, находясь во Франции, их в этом обманул. Рекламный баннер этого страхования раньше висел на сайте Gulagu.net", - объяснил он.
По словам Осечкина, он начал получать угрозы после публикаций о чеченских криминальных авторитетах, которых, по его информации, использовали для расправ с другими заключенными в местах лишения свободы. Один из них упоминался Осечкиным и в публикации о киллерах из Грозного. Эта публикация широко распространилась в Facebook, набрав более тысячи репостов, ее опубликовали в ряде сообществ политического содержания.
"Он (чеченский криминальный авторитет) попал в наше поле зрения в 2016 – 2017 году, когда его этапировали в колонию в Челябинской области. Там вместе с несколькими другими своими сторонниками-земляками он оказывал очень мощное давление на заключенных, которые проходили в качестве свидетелей по делу о массовой акции протеста и беспорядках в Копейске. На часть из них эти люди смогли оказать давление, чтобы они не подавали жалобы в ЕСПЧ. Криминалитет и правоохранители давили на местных уральских правозащитников, те перестали поддерживать контакт с федеральными правозащитниками, копейское дело оказалось забыто. Всего в челябинских зонах оказалось около 20 чеченских заключенных в статусе «смотрящих» и «положенцев» - представителей «воров в законе»", - утверждает Осечкин.
По словам Осечкина, этот уроженец Чечни несколько раз был судим и контактировал, в частности, с высокопоставленным и близким к Рамзану Кадырову чиновником Адамом Делимхановым.
2 июля 2014 года США ввели в отношении депутата Госдумы Адама Делимханова санкции. По данным американского Минфина, депутат действовал в интересах лидера транснациональной преступной группировки "Братский круг".
Благодаря связям с людьми из руководства Чечни в колониях заключенному были созданы благоприятные условия - его "не били и не пытали".
"В последний раз он отбывал срок около десяти лет за разбойное нападение, один из подельников был [сотрудником российской спецслужбы], его уволили. Не подвергался серьезному давлению: за девять лет работы Gulagu.net не было жалоб от него, родственников, адвокатов, хотя к нам обращается много чеченцев, которые сталкиваются с притеснениями в учреждениях ФСИН. Например, мы помогали искать адвокатов для Анзора Мамаева, писали о жалобах на пытки заключенного Зелимхана Гелисханова", - рассказал Осечкин.
Уроженец Чечни Анзор Мамаев в колонии №7 в Сегеже был избит после встречи с омбудсменом Татьяной Москальковой, сообщила в ноябре 2016 года жена Мамаева Камета Сайдуллаева.
Тот же криминальный авторитет из Чечни попал в поле зрения Gulagu.net и в 2018 году, когда еще отбывал срок в одной из челябинских колоний. В другой колонии в ноябре 2018 года произошло убийство заключенного Евгения Кидинова. По данным Осечкина, многочасовым избиением Кидинова руководил заключенный из Чечни, который был лидером в этой колонии и по мобильным телефонам держал связь с земляком.
"Кидинова обвиняли в причастности к торговле наркотиками на территории колонии, вымогая 700 тысяч рублей "за крышу". Кидинов им пояснил - у нас есть материалы уголовного дела, мы прочитали показания более десяти свидетелей, - что к торговле наркотиками он отношения не имеет. Ему нанесли более ста ударов по жизненно важным органам, и он умер от травматического шока. Я написал заявление на Gulagu.net в тот же день вечером. Дело передали в МВД. Прошло больше месяца после моих заявлений в Генпрокуратуру, ФСБ, Минюст, Следственный комитет, начались встречные проверки", - рассказал Осечкин.
Как только заключенные стали давать свидетельские показания, криминальный авторитет из Чечни, чей срок уже подходил к концу, был этапирован в эту колонию. "Цель – чтобы он сам оказывал мощное давление на заключенных, чтобы они перестали давать показания. Для нас очевидно, что он был склонен выполнять поручения администрации", - объяснил правозащитник.
Проект Gulagu.net несколько раз становился первоисточником резонансных расследований. Так, в августе 2019 сайт сообщил о существовании так называемых "пресс-хат" в новом петербургском СИЗО "Кресты-2". После проверок по заявлению Осечкина три сотрудника СИЗО были уволены, а более 20 сотрудников и руководителей петербургского УФСИН - привлечены к дисциплинарной ответственности.
Освободившись в октябре 2019 года, чеченский преступный авторитет стал наиболее вероятным кандидатом на ключевое место в российской криминальной иерархии. Заметка о том, что "чеченскому вору предрекли лидерство в преступном мире России" публиковалась, в частности, в издании Lenta.Ru.
"Есть видео, как его сопровождали из колонии, когда его выпустили. Приехал целый кортеж дорогих BMW и Mercedes, который сопроводил его прямиком в Грозный и в Шали, где его обняла мама. Все село встречало его, как будто бы он вернулся с какой-то войны, а не из колонии, где отбывал срок за воровство, что, вообще-то, считается позором для мусульман. Один из достоверных источников - источниками Gulagu.net являются как сами заключенные, так и бывшие сотрудники ФСИН - рассказал, что был поставлен негласный запрет оперативникам МВД интересоваться им по статье о преступном сообществе. За последние год-полтора достаточно много воров в законе и смотрящих было арестовано по этой статье. По сути, [оперативникам] было негласно указано, что конкретно [этот человек] завербован и будет использоваться в нуждах правоохранительных органов", - отметил Осечкин.
Чеченский криминалитет интересовался издателем "Медиазоны"
Один из бывших сторонников криминального авторитета, который сейчас получает убежище в Европе, на условиях анонимности связался с Gulagu.net. "Выходец из Чечни, который раньше был связан с ним, в данный момент находится в Европе и запросил убежище. Он рассказал, что люди [криминального авторитета], которые приехали вместе с ним в Москву, уже наводили справки по издателю "Медиазоны" Петру Верзилову и еще одному оппозиционеру. Я считаю, что только огласка может помешать таким возможным планам, учитывая то, что произошло с Борисом Немцовым", - сказал "Кавказскому узлу" Владимир Осечкин.
Борис Немцов был застрелен в Москве 27 февраля 2015 года. 13 июля 2017 года суд в Москве признал уроженцев Чечни Заура Дадаева, Анзора Губашева, Шадида Губашева, Тамерлана Эскерханова и Хамзата Бахаева виновными в убийстве и приговорил их к срокам от 11 до 20 лет.
Осечкин предполагает, что интерес к Верзилову связан с организацией им работы "Медиазоны". Он ожидает, что "будет предпринята попытка разрушить это СМИ, которое ведет хронику судов и происходящего в тюрьмах".
Издателю "Медиазоны" Петру Верзилову ничего не известно об интересе к нему выходцев из Чечни. Как заявил сам Верзилов "Кавказскому узлу", сообщений об этом он ни от кого не получал и не может оценить их правдоподобность.
Сам Осечкин получал угрозы несколько раз, причем не только анонимные: по словам основателя Gulagu.net, после публикации об избиении в конце мая 2020 года заключенного Петра Турлаева в московском СИЗО "Матросская тишина" ему позвонил один из представителей криминального мира.
"Позвонил мне сам, у меня есть запись разговора. Он внушительным голосом мне сказал: «Я знаю, что ты в Биаррице во Франции, у тебя замечательная семья, дети». Он мне порекомендовал не упоминать в своих записях [выходцев из Чечни] в связи с избиением Турлаева. Я, конечно, расценил это как угрозу, особенно намеки на то, что у меня семья и дети", - заявил Осечкин "Кавказскому узлу".
В июле с Осечкиным связывались еще два выходца из Чечни. "Один мне написал, другой позвонил. Не буду перечислять оскорбления, но основной смысл был такой: «Это ты крышуешь наркоторговлю в колониях, а мы с ней боремся, и поэтому с тебя будем спрашивать». Я защитил Евгения Кидинова, который якобы торговал наркотиками, - а чеченцы чуть ли не выполняют функции ФСКН и внутри учреждения борются с наркотрафиком. Один из них даже заявил: «Тебе же известно, что мы сделали в Дижоне». Под благим намерением борьбы с наркотиками дают отмашку на насилие, убийства, вымогательства", - сказал Осечкин.
Сам правозащитник рассчитывает, что "Франция будет соблюдать свои международные обязательства" и статус беженца исключает возможность его выдачи в Россию. При этом Осечкин добавил, что опасается внесудебных расправ.
"Могу подтвердить, что Владимир Осечкин уже несколько лет пользуется политическим убежищем во Франции. Поэтому он защищен здесь, во Франции. Заочное решение о его аресте принято без состязательности, без присутствия соответствующего лица", - заявила адвокат Осечкина во Франции Констанс Деваврен "Кавказскому узлу".
Глава межрегиональной общественной правозащитной организации "Комитет за гражданские права" Андрей Бабушкин считает "не самым умным" решением объявить Осечкина в розыск.
"Деятельность Осечкина, направленная на критику и реформирование системы ФСИН, была полезной и правильной, он достаточно много сделал для защиты прав заключенных, уже находясь и во Франции, присылая материалы, на основе которых мы писали заявления и возбуждали проверки. Объявлять его в розыск на основе мелочных придирок, спустя несколько лет после того, как он уехал из России – не самое умное решение. Конечно, во Франции ему придется доказывать, что его преследуют по политическим, а не уголовным мотивам, но если статус политического беженца у него уже есть, то он находится в безопасности – такой статус защищает от экстрадиции", - сказал Бабушкин "Кавказскому узлу".