Угрозы чеченского силовика в отношении курильщиков вызвали сомнения в их законности

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Курильщиков в Чечне нельзя привлечь к общественным работам и публичному порицанию на законных основаниях, так как эта привычка не является преступлением, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы и кавказоведы.

Как писал "Кавказский узел", 13 июля в соцсети был опубликован видеоролик, смонтированный из кадров с совещания в одном из районных ОМВД, на котором руководитель одного из райотделов полиции заявил, что жителей Чечни, курящих сигареты, следует привлекать к общественным работам. Сравнив курильщиков с наркоманами и террористами, он пригрозил им публичным порицанием и принудительной уборкой мечетей.

В Чечне нет закона, полностью запрещающего курение, поэтому нарушением будет только курение в определенных местах – к примеру, у школы, детского сада, в аэропорту, рассказал «Кавказскому узлу» московский адвокат Евгений Черноусов. Поскольку курение сам по себе не запрещено, то проведение профилактических бесед с курильщиками будет незаконным, указал специалист. «Курить или нет – дело законное и личное, если процесс курения идет в разрешенном месте. Если сотрудник остановит гражданина и начнет читать лекцию о вреде курения, то это может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий... Если же полицейский начнет хватать гражданина за одежду, а тем более задержит, доставив в отдел, то данные действия могут быть квалифицированы как незаконное задержание», - пояснил Черноусов.

Если профилактическая беседа о вреде курения будет выставлена на всеобщее обозрение на телевидении или в интернете, то такие действия силовиков будут квалифицироваться как нарушение конституционных прав граждан, основных прав на свободу в части неприкосновенности личной жизни, сказал Черноусов. «В данном случае пострадавшее лицо может обратиться в следственный комитет с просьбой проведения проверки", - подчеркнул он. По его словам, в условиях Чечни "публичное порицание лица автоматически порочит честь и достоинство семьи, рода, что в свою очередь может привести к внутрисемейным конфликтам".

Привлечение к общественным работам лиц, публикующих в сети информацию, которая не нравится властям, но не является экстремистской, является незаконным, указал Черноусов. «Общественные работы назначает суд. А если его решения нет, то заставлять мыть мечеть – это "самосуд", поскольку работы назначаются по прихоти неграмотных сотрудников, руководителей. Это своеволие, которое может подпадать под статью о превышении должностных полномочий», - сказал адвокат.

Юрист программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал" Галина Тарасова считает, что "ориентирование силовиков на порицание курильщиков непонятно и неверно". "Хватать курящего и привлекать к ответственности – незаконно, здесь усматривается превышение должностных полномочий. Есть ответственность за курение в определенных местах... Стоит также отметить, что курение не делает человека ни наркоманом, ни террористом», -  сказала она корреспонденту «Кавказского узла».

Привлечение людей к общественным работам за действия, которые не являются противозаконными, является нарушением закона, указала юрист. «Данные действия должны привлечь внимание вышестоящего руководства», - считает Тарасова.

Силовики могут приписать человеку действия, которые он не совершал, сказал корреспонденту «Кавказского узла» полковник ФСБ России в запасе, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков. К примеру, они могут заявить, что человек курил не просто на улице, а в неположенном месте, отметил он. По словам Гудкова, к данной практике прибегают силовики не только в Чечне, но и в других регионах. «К сожалению, на сегодняшний день в России с точки зрения наказания возможно все и в отношении любого гражданина», - считает он.

Высказывания главы РОВД указывают на то, что силовики подражают главе Чечни Рамзану Кадырову, который поручает применять практику публичных порицаний и общественных работ к любым действиям, которые считает не соответствующими чеченской этике, считает президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.

«Указания транслируются сверху вниз  – главам администраций, чиновникам, силовикам. Они фактически исполняют то, что приходит от высшего руководства республики", - отметил он. В данном случае он предположил, что исполнители переусердствовали.  "Допускаю, что установка про курящих спущена не была, но они там так решили. Было бы неплохо, чтобы автор речи про курящих понимал, что такое наркомания и терроризм", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Кутаев.

Согласно чеченским традициям, курение не является порицаемым действием и не осуждается, однако адатами «приветствуется отказ от курения и здоровый образ жизни», указал он.

Пользователи социальных сетей, контроль над которыми сложен технически, опасны для чеченской власти, указал Кутаев. В Чечне, как и в других северокавказских республиках, молодое население активно в интернете, оно стремится распространять альтернативную провластной точке зрения информацию, отметил он. «Призыв наказать авторов негативной информации является частью политики по подавлению любой критики власти. Впрочем, это характерно не только для Чечни, но и для России в целом.. Отличается лишь методология: если [в других регионах] России человек сядет в тюрьму, то в Чечне с него снимут штаны и заставят публично извиняться», - считает Кутаев. Под критичными в отношении власти постами есть и положительные комментарии, которые пишут бюджетники, указал он.

Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в "Хронике публичных извинений на Кавказе".

Чеченский политолог Иса Магомадов также считает, что силовики копируют манеру поведения Кадырова и одобряют практику публичных порицаний и общественных работ, вне зависимости от виновности человека. «На сегодняшний день в Чечне используется только один способ воздействия на население – принуждение через страх и организованное общественное порицание. Другого способа воздействовать на население, которое не принимает власть, нет», - сказал он корреспонденту  «Кавказского узла».

Магомадов считает, что курение стало лишь поводом для очередного "закручивания гаек" властями. "Можно пристать и за губную помаду, и за длину юбки... Традиционно в чеченском обществе курение не приветствуется, но остается на усмотрение курильщика, поскольку он наносит вред себе, но не окружающим", - сказал он. По словам Магомедова, курение в чеченском обществе было всегда и причислять его к преступлению не принято. "Это присуще радикальному исламу... Официально чеченская власть пропагандирует традиционный ислам», - указал Магомадов.

Он подтвердил, что в республике существует негласное поручение бюджетникам оставлять положительные комментарии под негативной информацией о власти.

 Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"