Адвокат заявил о недопуске к арестованному жителю Теберды
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Силовики больше трех недель не пускают адвоката жителя Теберды Адама Джуккаева к подзащитному, заявил его родственник. К Джуккаеву применяются недозволенные методы дознания, уверен адвокат.
Как писал "Кавказский узел", 14 июня в Черкесске около 20 человек вышли на акцию протеста к дому правительства Карачаево-Черкесии, но представители МВД вынудили их разойтись. Протестующие требовали допустить адвокатов к трем жителям Теберды, задержанным примерно 10 днями ранее. Участники акции заявили, что их близкие подверглись пыткам. 3 июля суд в Черкесске оставил под стражей жителей Теберды Адама Джуккаева, Мурадина Лайпанова и Таулана Голаева, обвиненных в незаконном обороте оружия. Их родственники сообщили, что написали жалобы на силовиков, которые на несколько дней вывозили задержанных в Чечню.
Более чем десяти участницам протестной акции в Черкесске были выписаны административные штрафы по пять тысяч рублей, сообщил близкий родственник одной из них. Он заявил, что силовики не только пытали задержанных, но и подбросили им оружие, причем после решения суда об аресте они вывозились в Чечню.
Часть родственников жителя Теберды Адама Джуккаева недовольна работой первого выбранного ими адвоката, но второй адвокат Джуккаева Александр Польченко до сих пор не допущен к нему, хотя написал целую серию жалоб и заявлений в различные структуры. Об этом "Кавказскому узлу" сообщили родственник Джуккаева Расул и сам Александр Польченко.
"Я вначале устно договорился с первым адвокатом, но после ряда событий у меня возникло подозрение, что она в сговоре с оперативниками. У меня сейчас на руках масса обращений, жалоб на превышение полномочий и ответы (на них). Адвокат говорит нам, что тоже написала жалобы, но не показывает ответы. Поэтому мы решили привлечь нового адвоката — Александра Польченко из Георгиевска Ставропольского края, которого до сих пор не допускают для защиты интересов Адама", — рассказал Расул корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Александра Польченко, родственники Адама Джуккаева привлекли его к защите интересов арестованного, поскольку сомневались в добросовестности действовавшего ранее защитника. Семья арестованного решила, что адвокат из другого региона будет более независим в своих действиях.
"Я сразу же прибыл к дознавателю, который расследовал дело, обозначил свое участие, вручил ему ходатайство с просьбой предоставить материалы дела, представил ордер, подтверждающий мои полномочия. После этого я приехал в место, где содержался под стражей Джуккаев. На протяжении двух первых дней я не мог получить доступ к Джуккаеву", — сообщил адвокат.
16 июня Польченко обратился с заявлением на имя начальника местной силовой структуры, попросив обеспечить ему конфиденциальную встречу с Джуккаевым, но ни 16, ни 17 июня его не допустили к подзащитному — все два дня силовики ссылались на отсутствие начальника.
"Я вновь пишу заявление о допуске меня, соответствующим образом регистрирую, чтобы все документально подтверждалось. Тут же незамедлительно поехал в местную прокуратуру, написал жалобу о том, что два дня не допускают защитника к подзащитному по надуманным основаниям. При этом еще обратил внимание прокурора на то, что на тот момент времени человек уже содержался более 10 дней под стражей в ИВС. В соответствии с законом о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, это запрещено — не более 10 дней человек может находиться в ИВС в месяц", — заявил он "Кавказскому узлу".
В распоряжении "Кавказского узла" есть заявление Польченко, поданное в прокуратуру 17 июня, а также копии ходатайств от 16 и 17 июня.
Польченко вновь приехал в Черкесск 22 июня. Он обратился к дознавателю, который расследует дело, чтобы узнать, рассмотрел ли он ходатайство о предоставлении материалов дела и соответственно о допуске к подзащитному. В ответ на это Польченко заявили, что Джуккаев от его услуг отказался, написав соответствующее заявление. В то же время адвокат узнал, что дознаватель 18 июня был у Джуккаева вместе с его предыдущим адвокатом.
"У меня это вызвало сомнения, потому что я хотел бы увидеть это заявление, но мне его следователь отказался предоставить. Кроме того, дознаватель вынес постановление о том, что он не допускает меня по причине того, что Джуккаеву другие адвокаты не требуются. Я незамедлительно подготовил жалобу на действия дознавателя в Черкесский городской суд. Она была направлена как посредством электронной почты, так и обыкновенной почтой. Буквально на днях, в понедельник, мне стало известно, что суд отказал мне в принятии моей жалобы, что также является нонсенсом. Статья 123 УПК четко говорит, что любое лицо может подать жалобу на действие, бездействие, незаконное поведение следователя, дознавателя, прокурора, суда. В законе не прописана возможность возврата жалобы заявителю. Для меня это шокирующая информация", — сообщил адвокат Польченко.
По словам адвоката, он вынужден сейчас дождаться письменного ответа суда, так как информацию об отказе в принятии жалобы он получил в телефонном режиме. "Как только я получу мотивированное постановление судьи о том, что он возвращает мне мои жалобы без рассмотрения, я планирую обжаловать действия суда в вышестоящей инстанции, это республиканский суд. Я думаю, что Джуккаеву, скорее всего, известно, что у него есть второй адвокат, но предполагаю, что на него оказывается давление. В соответствии с законом об адвокатуре я должен получить у него согласие или отказ от представительства его интересов при личной встрече, а поскольку меня не допускают к нему, я лишен этой возможности. Я не верю, что Джуккаев отказывается от услуг квалифицированного адвоката, его заставляют это сделать", — уверен защитник.
По его информации, Джуккаева уже несколько раз переводили из одного изолятора в другой, "чтобы его не могли найти". Адвокат связывает препятствия в допуске к подзащитному с тем, что к арестованному применялось насилие. "У Расула есть фотографии Джуккаева, (свидетельствующие) о том, что он имеет телесные повреждения, которых у него не было на момент задержания. Я неоднократно указывал это в жалобах, указывал, что имеются сведения о применении недозволенных методов ведения следствия. По ответу прокурора, они мне указали, что эти сведения были переданы для проверки в СК, это пришло в конце июня", — пояснил Польченко.
Ответ на жалобу адвоката по поводу недопуска пришел также от МВД по Карачаево-Черкесии. Ведомство ссылается на распоряжение министра внутренних дел России Владимира Колокольцева об ограничении доступа в ИВС в связи с коронавирусной инфекцией. "Сейчас я даю оценку всем этим доводам в ответе республиканского МВД, и мы будем продолжать правовыми методами попытки устранить нарушения права Джуккаева на защиту", — подчеркнул Польченко.
Адвокат не знает, подал ли сам Адам Джуккаев апелляцию на решение о продлении срока ареста. «У Джуккаева имеется право на подачу жалобы на данное решение в течение трех дней. В настоящий момент у него уже, скорее всего, этот срок истек. На суде по избранию меры пресечения я бы, конечно же, возражал против заключения под стражу: часть 1 статьи 222 — это преступление небольшой тяжести, и применение такой меры возможно в исключительных случаях. Насколько мне известно, он примерный семьянин, имеет постоянное место жительства, никогда в поле зрения правоохранительных органов не попадал, поэтому столь суровая мера пресечения избрана ему по другим мотивам", — резюмировал Александр Польченко.
Родственники и адвокаты двух других задержанных тебердинцев оказались недоступны для комментариев. Информацией о том, есть ли в деле иные фигуранты, "Кавказский узел" пока не располагает.