Трое арестованных в Дагестане азербайджанцев обеспечены защитой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокаты приступили к защите прав трех из десяти граждан Азербайджана, арестованных по уголовному делу в связи с событиями в Кулларе 15 июня. Активисты пытаются решить вопрос с защитой еще семи арестованных по уголовному делу, сообщил директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов.
Как сообщал "Кавказский узел", для граждан Азербайджана, которые не смогли попасть на родину из-за закрытия границ, на границе Дербентского и Магарамкентского районов был открыт пункт временного размещения. Первая группа азербайджанцев отправилась на родину 18 мая. 24 июня в палаточном лагере были развернуты дополнительные места, столовая, медпункт и офис постоянного представителя Азербайджана, начали работу психологи и врачи. Поток прибывающих в лагерь снизился.
Жители палаточного лагеря жаловались на качество еды, жару и неопределенность с возвращением на родину. 15 июня в лагере прошла акция протеста, которая переросла в столкновения с силовиками. Ранения получили четыре правоохранителя и 10 граждан Азербайджана. 83 участника акции протеста были помещены под арест на 10 суток. Против еще 10 азербайджанцев было возбуждено уголовное дело о применении насилия к представителям власти и умышленном уничтожении или повреждении имущества, все они были арестованы по решению суда на два месяца. Арестованные нуждаются в эффективной защите, заявили участники видеоконференции, организованной Институтом свободы и безопасности репортеров. Участники протестов не признали своей вины.
Адвокату из Дербента, который отозвался на просьбу активистов защищать их, удалось встретиться с тремя из 10 арестованных по уголовному делу, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов, координирующий общественную кампанию в защиту арестованных граждан Азербайджана.
"Адвокат Мурад Велиханов на прошлой неделе встретился с тремя арестованными, которые содержатся в изоляторе Магарамкентской полиции. Остальных семерых уже перевели в Хасавюртовский СИЗО - это в другой части Дагестана. Одному из трех арестованных уже привлекли адвоката его родственники. Двое других согласились, чтобы их защищал адвокат Велиханов, и их родственники оповещены об этом", - сообщил Гусейнов.
По его словам, адвокат будет принимать меры для обжалования ареста и перевода активистов под домашний арест. "Одновременно мы продолжаем усилия для обеспечения защиты остальных семи граждан Азербайджана", - отметил Гусейнов.
По данным агентства Turan, обвинения по двум статьям Уголовного кодекса России были предъявлены: Агаеву Нахиду Рахман оглы (1980 года рождения), Ахмедову Эльбрусу Идрис оглы (1983 года рождения), Гусейнову Ровшану Ариф оглы (1988 года рождения), Гиясову Таралу Назим оглы (1996 года рождения), Намазову Джейхуну Арзу оглы (1999 года рождения), Имамалиеву Эмину Сахиб оглы (1999 года рождения), Мусаеву Эльмару Магомед оглы (1990 года рождения), Мехтиеву Эльмару Гайдар оглы (1990 года рождения), Мурадову Анвару Буржула оглы (1990 года рождения), Ферекзада Азизу Афган оглы (1994 года рождения). После событий 15 июня в лагере постоянно находятся азербайджанские силовики. Их миссия – не позволять возникновений новых протестов, предположил ранее директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.
Адвокат Мурад Велиханов 5 июля на круглом столе, который проходил в режиме онлайн на платформе ZOOM, с участием активистов, подтвердил, что встретился в Магарамкентском изоляторе с Ахмедовым Эльбрусом, Мехтиевым Эльмаром и Мурадовым Анваром. Эти участники акции арестованы на два месяца. Остальные семь арестованных переведены в Хасавюртовский СИЗО, поскольку из карантина в Дагестане работает только этот СИЗО.
По словам адвоката, все трое практически не знают русского языка. "Они вообще не ориентируются в происходящем, даже не знают, в чем их обвиняют. Переводчиков им предоставили, но насколько качественным был перевод, сказать сложно. Но факт в том, что они не ориентируются в деле. Один из них полностью был уверен, что дал показания о непризнании вины, но по материалам оказалось обратное", - сказал Велиханов.
С согласия Мехтиева и Мурадова Велиханов стал их защитником. Адвокат пояснил, что, поскольку эти двое не признают вину, а Ахмедов признает, то он не может стать его адвокатом. С другой стороны, по словам Велиханова, у Ахмедова уже есть адвокат по соглашению.
Адвокаты по назначению не обжаловали арест, несмотря на то, что подследственные не признают своей вины, сказал Велиханов, отметив, что "первым делом будет ходатайствовать о восстановлении сроков подачи апелляции на арест".
Кроме того, необходимо арендовать жилье для арестованных, чтобы защита могла ходатайствовать об их переводе под домашний арест, сообщил адвокат.
Велиханов сказал, что связывался с родственниками подзащитных и объяснил, какие документы им необходимо прислать, а также то, что нужно арендовать жилье в Дагестане.
Адвокат сообщил, что ему звонили представители азербайджанской диаспоры из Москвы и пообещали адвоката из столицы, которого им удалось привлечь. По его мнению, для эффективной правовой защиты всех 10 арестованных нужно привлечь не менее пяти адвокатов.
Он также отметил необходимость представления посольством Азербайджана или властями районов в Дагестане положительных характеристик на арестованных и поручительства, что активисты не станут скрываться от следствия.
Находящийся в политэмиграции в Грузии азербайджанский активист Автандил Мамедли сказал, что после привлечения внимания общественности Азербайджана к проблеме граждан страны, находящихся в Дагестане, власти увеличили пропуск людей через границу.
"Если раньше в неделю пропускали по 100-120 человек, то последние две недели - по 250. Прибывающих размещают в палаточном лагере прямо на границе, и в течение недели они остаются на карантине. У 10 из 250 прибывших в прошлый вторник возникли подозрения на коронавирус. У семи человек COVID-19 подтвердился, и они были увезены в больницы. Это тревожная информация. Если у семерых обнаружился коронавирус, значит, есть потенциально зараженные и в лагере по ту сторону границы - в Кулларе, а там проживают сотни людей. Поэтому как можно скорее необходимо пропустить граждан Азербайджана на территорию страны и уже в своей стране разместить на карантин и взять под наблюдение", - отметил активист.
Директор Института безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов сообщил, что для обеспечения правовой защиты арестованных в Дагестане, оплаты услуг адвокатов, аренды жилья для перевода арестованных активисты начали кампанию по сбору денег. По данным на 6 июля, собрано 233 швейцарских франка (243 доллара). "Кто может, делает пожертвования, кто не может - делится информацией о кампании в соцсетях", - сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, помимо этой кампании, азербайджанцы в России также собирают деньги. "Эти люди (арестованные) должны быть освобождены, их на нарушение закона подвигли действия госорганов Азербайджана и России. Российские власти обязаны выпустить людей из страны хотя бы в нейтральную зону", - считает Гусейнов.
Напомним, для граждан Азербайджана, которые не смогли попасть на родину из-за закрытия границ, на границе Дербентского и Магарамкентского районов был открыт пункт временного размещения. Первая группа азербайджанцев отправилась на родину 18 мая. 24 июня в палаточном лагере были развернуты дополнительные места, столовая, медпункт и офис постоянного представителя Азербайджана, начали работу психологи и врачи. Поток прибывающих в лагерь снизился.
Новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".