"Медиазона" сообщила о проблеме регистрации смертей в период пандемии на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Смертность на юге России весной 2020 года выросла, однако официальная статистика жертв COVID-19 не объясняет этот прирост. Статистика по Северному Кавказу в этот период указывает, что часть смертей не регистрировалась, пишет "Медиазона".
Как информировал "Кавказский узел", к 30 июня общее число жертв коронавируса в Южном федеральном округе достигло 308, за последние сутки выявлено 12 новых летальных исходов. Лидером по количеству умерших от COVID-19 в ЮФО является Ростовская область - 125 случаев, второе место занимает Кубань - 76. В Северо-Кавказском федеральном округе по количеству жертв лидирует Дагестан, где к 30 июня зафиксировано 374 смерти от коронавируса. За ним следует Ставрополье - 97 летальных случаев. Общее число жертв COVID-19 в СКФО достигло 693.
На главной странице "Кавказского узла" как минимум шесть раз в сутки обновляется карта с числом зараженных в регионах юга России, а также странах Южного Кавказа. Информация о динамике распространения вируса собирается в справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Для понимания того, как коронавирус повлиял на смертность в России в течение апреля и мая, "Медиазона" сравнила данные о всех смертях за этот период со средним уровнем смертности за 2015-2019 годы. Об этом говорится в материале издания "Весной как минимум в 7 регионах сильно выросла смертность, и официальные данные по коронавирусу это не объясняют. Исследование «Медиазоны»", опубликованном сегодня.
По данным издания, в апреле из-за эпидемии коронавируса выросла смертность в Москве, Московской области и Петербурге, а вот смертность в Дагестане, Ингушетии и других регионах юга России сильно упала. По мнению демографа Алексея Ракши, такая ситуация объясняется нерегистрацией умерших в этих регионах. В мае смертность на Кавказе и Кубани заметно выросла.
Официальная статистика смертей за апрель не отвечает реальной ситуации
Количество зарегистрированных в органах ЗАГС смертей в Дагестане в апреле упало на 50%, а в Ингушетии - на 25%, констатирует издание.
"Мы ничего не знаем о смертности на Кавказе. Эти данные говорят нам только о том, что часть людей перестала ходить в ЗАГС. В Дагестане полной статистики нет, да и на всем Кавказе ее тоже нет, она поломалась, и когда она восстановится - непонятно", - сказал Ракша.
По данным Росстата, в апреле в России умерли 149,5 тысячи человек, что на 2,8% меньше, чем средний показатель за последние пять лет. Ракша считает, что эти данные не соответствуют реальной картине. Он пояснил, что свидетельства о смерти выдают только по факту обращения в ЗАГС, а во время карантина люди стараются не выходить из дома.
"Наши выводы об уровне смертности в целом по стране, начиная с апреля, могут быть неточными. И если за апрель динамика числа умерших еще не вышла за диапазон нормальных колебаний, то в мае пандемия должна была бы неизбежно проявиться в статистике, если бы не ситуация с ЗАГСами, особенно на Кавказе", - цитирует издание Ракшу.
Глава Росстата Павел Малков в письме к журналистам "Новой газеты" ранее сообщал о проблемах с данными по регистрации умерших, начиная с апреля. Он отметил, что в некоторых регионах погибших можно похоронить по медицинской справке в обход ЗАГСов. В связи с этим, по его данным, Росстат столкнулся с недобором данных во время карантина.
Алексей Ракша подчеркнул, что "обоснованные выводы о росте общего числа умерших за апрель можно сделать только по Москве, Петербургу и Московской области", а остальная статистика таких выводов сделать не позволяет.
В мае статистика смертности на Юге России значительно увеличилась
В мае в 2/3 регионов России смертность выросла не меньше чем на 8%, даже с учетом недорегистрации. Майская смертность выходит за пределы колебаний и является повышенной, сообщил Ракша.
Прирост смертности в мае, связанный с коронавирусом, виден в шести регионах, но эти цифры на порядок выше официальной статистики по COVID-19.
Заметный рост смертности в Ингушетии (+48,3%), Северной Осетии (+12,9%) и Краснодарском крае (+14,4%), которые ранее демонстрировали серьезный спад, вероятнее всего, связана с запоздавшей регистрацией смертей за апрель. Так, в Московской области смертность повысилась на 40-50%, а в Дагестане - почти на 80%, отмечает издание со ссылкой на данные Алексей Ракши.
Для оценки ситуации в Дагестане демограф опирался на информацию о том, что в республике к середине мая от "внебольничной пневмонии" скончались около 700 человек. "В Дагестане смертность должна увеличиться минимум на 80% по сравнению с прошлым годом. В прошлом мае в Дагестане 1 084 человека умерли. За неполный месяц скончались [дополнительно] 700 человек, поэтому я скромно прибавил тысячу, получилось 2 284", - сказал он.
Дагестан занимает четвертое по России место по числу умерших от коронавируса и девятое - по числу зараженных (7840) с начала пандемии, следует из данных на правительственном сайте "Стопкоронавирус.рф". В Дагестане, наряду со смертями от коронавируса, резко выросла смертность от внебольничной пневмонии, говорится в справке "Кавказского узла" "Особый дагестанский коронавирус". Как заявила ранее представитель Национального медицинского исследовательского центра инфекционных заболеваний Ирина Трагира, неофициально от пневмонии, не зарегистрированной как коронавирус, к 22 мая умерли 820 жителей Дагестана. Более свежих данных о смерти от пневмонии в Дагестане не озвучивалось.
Ракша также отметил, что в мае в Дагестане не зарегистрировали значительную часть смертей еще за январь: "Еще до всяких эпидемий в Дагестане имеется огромный временной лаг - люди хоронят [умерших], а потом когда-нибудь приходят в ЗАГС, если приходят. И мы не знаем, приходят ли все, кто должен прийти".
Управления ЗАГС Московской области и Дагестана никогда не публиковали статистику смертности на своих сайтах, данные по этим регионам станут доступны лишь к середине июля после публикации Росстата, добавила "Медиазона".
Советы специалистов о том, как избежать инфицирования, приведены в справке "Кавказского узла" "Врачи про коронавирус: что делать?", а номера телефонов для консультаций по коронавирусу – в материале "Коронавирус. Горячие линии". Данные о штрафах за нарушение карантина содержатся в публикации "Кавказского узла" "Сколько стоит побег из карантина".
Материалы о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".