Адвокат обвиняемого в убийстве силовиков в Чечне пожаловался на предвзятость суда

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прокурор запросил 19,5 года колонии строгого режима для жителя Чечни Расамбека Бекмурзаева, обвиняемого в убийстве трех силовиков в 2000 году. Бекмурзаев стал жертвой оговора, процесс по его делу характеризовался предвзятостью, а судья отказал в допросе важных свидетелей, пояснил свою позицию в прениях адвокат обвиняемого.

Как сообщал "Кавказский узел", 19 апреля 2019 года невиновность Бекмурзаева признала коллегия присяжных заседателей, он  был отпущен на свободу под подписку о невыезде. 26 апреля 2019 года Северо-Кавказский (сейчас - Южный) военный суд признал Бекмурзаева невиновным в убийстве трех силовиков и причастности к вооруженному подполью, но оштрафовал его на 80 тысяч по статье об укрывательстве преступления. 12 сентября 2019 года Верховный суд России отменил оправдательный приговор Бекмурзаеву, его дело было повторно направлено в суд первой инстанции. 18 июня присяжные вынесли обвинительный вердикт по делу Бекмурзаева.

По версии следствия, 8 октября 2000 года Бекмурзаев на автомобильном рынке Урус-Мартана застрелил в упор трех силовиков, один из которых был сотрудником ФСБ и скрылся с места происшествия. "Обвиняемый похитил служебное оружие убитых - два автомата и боеприпасы к ним, после чего скрылся с места происшествия. Впоследствии похищенное оружие было передано им неустановленному лицу", - сообщали следователи. В 2001 году Бекмурзаев, как утверждало следствие, входил в составе вооруженной группировки, занимавшейся нападениями на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих федеральных сил. Он обвиняется по статьям о незаконной передаче огнестрельного оружия и боеприпасов, посягательстве на жизнь военнослужащих, хищении огнестрельного оружия и боеприпасов, участии в вооруженной группе (ч.1 ст. 222, ст. 317, п."б" ч.4 ст. 226, ч.2 ст. 209 УК РФ).  

Потерпевшие по делу потребовали от Бекмурзаева более 9 миллионов рублей

На заседании в Южном военном суде 25 июня состоялось обсуждение последствий вердикта присяжных заседателей по делу Бекмурзаева, передал корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ на процессе.

Заседание началось с оглашения гособвинителями ряда документов. 39-летний Бекмурзаев имеет пятерых детей, в том числе несовершеннолетних, местный депутат охарактеризовал его с положительной стороны, следует из оглашенных документов.

После этого судья сообщил о заявлениях двух потерпевших, в котором они поддержали свои иски, поданные еще в ходе прошлого рассмотрения дела Бекмурзаева: вдова одного из убитых силовиков потребовала от подсудимого более 5 миллионов рублей, а сын убитого офицера ФСБ оценил моральный ущерб в 4 миллиона рублей. Прокуроры также попросили суд взыскать с Бекмурзаева расходы потерпевших на поездки и проживание в Ростове-на-Дону, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

На эти заявления адвокат Бекмурзаева Мурад Мусаев заявил, что его подзащитный невиновен и не причинял вреда потерпевшим, судебные издержки, по словам защитника, взыскивать с подсудимого также нельзя. "Ни у него, ни у членов его семьи таких денег нет", — добавил защитник. Сам подсудимый подтвердил, что не признает претензии потерпевших.

Мусаев также выступил против уничтожения вещественных доказательств при вынесении приговора, которое предложил прокурор. "Возможно, по данному делу будет привлекаться иное лицо, их необходимо сохранить", — пояснил адвокат свою просьбу.

Адвокат настаивает на невиновности Бекмурзаева

Далее суд приступил к прениям сторон. Гособвинитель Владислав Кузнецов сообщил суду, что подсудимый Расамбек Бекмурзаев был признан виновным коллегией присяжных по четырем статьям УК РФ, однако по трем из них уже истек срок давности. Прокурор отметил, что Бекмурзаев характеризуется положительно, имеет на иждивении пятерых детей, однако присяжные решили, что он не заслуживает снисхождения, а "преступление носило дерзкий и циничный характер".

По статье о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов прокурор попросил судью приговорить Бекмурзаева к 19,5 года в колонии строгого режима с отбыванием первых десяти лет в тюрьме, а также полностью удовлетворить иски потерпевших.

В ответ на это адвокат Мурад Мусаев повторил, что Бекмурзаев невиновен в инкриминируемых преступлениях. Он также заявил, что Бекмурзаев является жертвой оговора со стороны главного свидетеля, с которым у него кровный конфликт, а также со стороны свидетелей, которые были ранее осуждены по статьям о террористической направленности.

Мусаев обвинил судью в предвзятости, отказе в допросе важных свидетелей, которые могли бы дать показания о составе группы, участие в которой вменяется Бекмурзаеву, и подтвердить алиби подсудимого, который, по словам адвоката, во время совершения преступления находился в другом регионе.

Адвокат также возмутился изменением меры пресечения Бекмурзаеву с подписки о невыезде на арест из-за того, что подсудимый не прибыл на заседание 2 июня. По словам адвоката, у Бекмурзаева были признаки заболевания коронавирусом, о чем защита своевременно уведомила суд, чтобы не подвергать присутствующих опасности. "Однако суд использовал это как "ловушку" для Бекмурзаева", — возмутился защитник.

Мусаев также отметил, что согласно законодательству судья может признать вердикт присяжных необоснованным и вынести постановление о роспуске коллегии, однако "очевидно, что будет обвинительный приговор". Защитник напомнил, что судья имеет возможность освободить человека от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

Вынесение приговора суд назначил на 15.00 мск 29 июня, передал корреспондент "Кавказского узла".

Правозащитники сочли обвинение Бекмурзаеву несправедливым

Суд при рассмотрении дела Бекмурзаева отличался слабой мотивацией своих решений, прокомментировал свою позицию после заседания адвокат Мурад Мусаев.

"Было три конкретных свидетеля — два человека, которые видели (убийство военнослужащих). Один из них описывал конкретные обстоятельства, в частности, то, что преступников было двое вопреки обвинению, и это совершенно другие лица […] Был также человек, который противостоял группе, участие в которой вменяется Бекмурзаеву — он наизусть знает всех членов этой группировки, период ее функционирования, как она была разгромлена, как создавалась, кто в нее входил […] Его также не стали слушать. То же самое происходило практически со всеми доказательствами, которые мы пытались представить, в том числе добытыми самим следователем", — пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Мусаев.

По его словам, на месте преступления нашли гильзы от двух разных пистолетов. "Есть описание этих двух (стрелявших), мы пытались допросить реальных очевидцев убийства. Они 20 лет назад в своих показаниях давали описание убийцы, но за эти 20 лет им не предъявили никого, в том числе Бекмурзаева, не спросили, он или не он. Один очевидец убийства не просто видел преступника, он видел его в упор — преступник навел на него пистолет и сказал: "Будешь рыпаться — застрелю". Мы не смогли допросить этого свидетеля и показать ему Бекмурзаева", — заявил Мусаев.

Защите отказали в возможности довести информацию о кровной вражде Бекмурзаева и главного свидетеля по делу, сказал юрист:

"Весь процесс судья отрезает эту тему, он ее полностью блокировал, запрещал говорить об этом адвокатам, запрещает говорить самому Расамбеку, запрещает затрагивать эту тему в показаниях свидетелей, а потом в напутственном слове говорит: "Необходимо исходить из отношений, в которых свидетели состоят с подсудимым", — заявил адвокат.

Он также добавил, что все, что указывает на вину Бекмурзаева — это показания этого главного свидетеля, а также двоих ранее осужденных. "(Двое последних) осуждены за преступления схожей направленности, и им поверили на слово. Они допрошены по 3-4 раза, и ни разу они не дали одинаковых показаний, они всегда противоречивые. Когда они давали объяснения, они перепутали даже место преступления", — заявил юрист.

В деле Бекмурзаева много свидетельств и доказательств его невиновности, считает представитель "Комитета за гражданские права" Лариса Бакаева, которая приехала на процесс из Москвы. Она назвала обвинение Бекмурзаеву несправедливым.

"Я решила приехать, потому что вижу всю эту несправедливость. По-моему, даже не получившему юридическое образование человеку видно, что здесь несправедливость. У меня такое ощущение, что в этом суде просто конвейер, где молодых людей кавказской национальности отправляют в колонии в Пермь и Красноярск. В (деле Бекмурзаева) очень много свидетелей, много доказательств невиновности", - пояснила свою позицию корреспонденту "Кавказского узла" Бакаева, добавив, что намерена собрать по данному делу пресс-конференцию в Москве.

В июне 2017 года супруга Бекмурзаева написала открытое обращение, в котором женщина заявила о невиновности супруга и просила главу Чечни помочь ему вернуться домой. "Мой муж, который никак не является "террористом" и не имеет никакого отношения к подобным вещам, все время вплоть до момента его задержания находился на территории (Чечни), и никогда никуда не уезжал и, тем более, ни от кого не скрывался", - говорилось в заявлении.

Супруга Бекмурзаева пожаловалась на бедственное положение

Расамбек Бекмурзаев перед арестом работал в сфере строительства домов, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" супруга подсудимого Карина Бекмурзаева, присутствовавшая на заседании.

"(Бекмурзаев) работал неофициально, он со своими родственниками работал на стройке в Урус-Мартане, занимался крышами, заливали фундаменты домов, делали стяжки, работал также как каменщик", — уточнила Бекмурзаева.

 По ее словам, на данный момент она с детьми проживает только на свою пенсию по инвалидности. "Я — инвалид второй группы, кроме этого у нас дохода нет. Каждый месяц я носила ему продукты, когда он находился (в следственном изоляторе) во Владикавказе, около 30 тысяч рублей на это уходило", — пожаловалась супруга подсудимого.

Родственники Бекмурзаева не смогут выплатить иски, заявленные потерпевшими, добавила она. "У меня нет таких денег. Мы не живем, как богатые люди. Как самая типичная семья мы с мужем, скорее, выживали", — заключила Карина Бекмурзаева.

"Кавказский узел" ведет хронику вооруженных инцидентов в Чечне.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"