Подробности похищения Имрана Эжиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитный центр "Мемориал" сообщал, что 15 марта 2003 в Чечне был похищен известный правозащитник, руководитель регионального отделения Общества Российско-Чеченской дружбы, региональный представитель Московской Хельсинкской группы Имран Эжиев.
18 марта около пяти часов утра Имран Эжиев был освобожден похитителями. Днем 18 марта сотрудники ПЦ "Мемориал" встретились с Имраном. У него имеется синяк под глазом, на запястьях рук видны следы от наручников. По словам Эжиева, он был избит сразу после похищения, больше похитители его не били. 15 марта, посадив Имрана в свой автомобиль, похитители надели ему на глаза повязку, руки сковали наручниками. В таком состоянии похищенного провозили через блок-посты (это он понял, слыша разговоры водителя машины и постовых).
И.Эжиева поместили в подвал какого-то дома (в каком населенном пункте он не знает). Здесь повязку, закрывавшую его глаза, сняли. Ни разу похищенного не кормили. Допрашивали его в этом же подвале - для этого люди в масках спускались к нему. Допрашивающих интересовала деятельность Общества Российско-Чеченской дружбы, особенно - как и зачем члены этой организации собирают и распространяют информацию о людях, которые исчезли после их задержания представителями федеральных сил. Люди, проводившие допросы, вели себя с Эжиевым грубо, угрожали ему. Однако со второй половины дня 17 марта поведение похитителей резко изменилось - грубость и угрозы прекратились.
Рано утром 18 марта Эжиеву снова завязали глаза, его вывели из подвала, посадили в автомобиль и куда-то повезли. Имрана высадили из автомобиля в поле, приказав не снимать повязку с глаз. Когда автомобиль уехал, Эжиев снял повязку и добрался до ближайшего села - Беркат-Юрт Грозненского сельского района. Это село находится в 25 километрах от села Сержень-Юрт, в окрестностях которого был похищен И.Эжиев.
Правозащитный центр "Мемориал" выражает уверенность, что освобождение И.Эжиева стало возможным лишь в результате широкой общественной реакции, как в России, так и за рубежом, на факт похищения правозащитника. Мы с удовольствием передаем благодарность самого Имрана, его жены и четверых детей всем тем, кто звонил, писал, обращался в официальные инстанции и просто сопереживал похищенному и его родным в эти дни.